Время новостей
     N°96, 04 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2009
Безоткатные технологии
Лучшие проекты «Арх-Москвы» посвящены развитию Центрального дома художника
Прошедший в Центральном доме художника фестиваль современной архитектуры «Арх-Москва» (организатор -- компания «Экспо-Парк. Выставочные проекты») порадовал высоким качеством экспозиций. Кризис «Арх-Москве» пошел лишь к украшению. Несмотря на то что бюджет по сравнению с прошлым годом уменьшился вдвое, больше стало «разговора по существу». Как-то не мозолят глаза бесчисленные торговые стенды с ассортиментом отделочных материалов. А вот интересные архитектурные проекты внимание к себе приковывают: небанальные, талантливые, диалогичные по отношению к городу. Иные и на престижных форумах мира не стыдно показать. Кстати, если главная тема российского павильона Венецианской художественной биеннале нынешнего года называется «Победа над будущим» (читайте об этом в ближайших номерах газеты), то главная тема состоявшейся «Арх-Москвы» -- просто Next. По формулировке куратора фестиваля критика Барта Голдхоорна, тема «Будущее» предполагает показ технологий его регенерации.

В числе лидеров архитектурных проектов многими специалистами была признана модель нового многофункционального здания Театра на Таганке. Проект выполнен архитектурным бюро «Меганом» (руководитель Юрий Григорян). Трансформирующаяся наподобие саквояжа конструкция удивительно пластична, удобна в плане коммуникативных связей (театральный процесс выплескивается в пространство города по аналогии с вдохновлявшими «Таганку» и ее отца Юрия Любимого агитационно-массовыми действами, театральными бригадами первых лет Октября), отлично вписана в инфраструктуру города. По-настоящему демократичная, общительная архитектура. Без принятых в теперешней Московии хамства, чванства и невежества.

Еще одним важным для нормального проектирования жизни столицы хитом считаю проекты реконструкции Центрального дома художника, представленные Мастерской экспериментального учебного проектирования профессора Московского архитектурного института Евгения Асса. Идеология мастерской Асса принимает проектирование «искусством решения проблем». В доктрине официальной, чиновничьей проблемы решаются просто: снес и порядок. Нет здания -- нет проблемы. Построим заново. Так чтоб богато, представительно, с позолотой, зеркалами и пластмассовым барочным изобилием. Получим откат. Дело в шляпе. Ученики Асса хотят работать по «безоткатной технологии». В трех проектах предложили принять ЦДХ некоей готовой к разнообразным коммуникативным связям с городом артплощадкой, могущей по воле художников трансформировать свой образ (например, с помощью маскировки белых фасадов различными экранами из легких материалов), активно взаимодействовать с окружающей территорией парка и водной магистралью Москвы-реки. Для выполнения задач мультимедийности предлагается создать зону подземных экспозиций (экспозиционный подвал «Экспод»), использовать внутренние дворы, строить легкие павильонные конструкции для масштабных фестивальных программ. В таком, между прочим, режиме проектируется нормальная выставочная архитектура Европы: функционально, артистично, минимум наглого дизайна, максимум способности к коммуникации и решению сложных экспозиционных проблем. И по сравнению с «золотыми апельсинами» все это совсем недорого. Дураки будем, если упустим шанс пойти по этому, предложенному мастерской Асса пути.

Сергей ХАЧАТУРОВ
//  читайте тему  //  Архитектура