|
|
N°96, 04 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вкалывают роботы
«Терминатор: Да придет спаситель» на московских экранах
В незабываемом 2018-м, после того как мыслящая компьютерная система «Скайнет» предприняла небезуспешную попытку аннигилировать человечество в рамках Судного дня, малочисленные уцелевшие из числа людей разумных ведут партизанскую войну против роботов-уничтожителей самых разных моделей и систем. Одним из наиболее популярных полевых командиров в этой кампании является Джон Коннор (Кристиан Бейл), коротко стриженный мужчина с мрачным взором и с автоматом наперевес. Среди повстанцев он пользуется неоднозначной славой -- кто-то видит в нем грядущего мессию, который избавит цивилизацию от цельнометаллического гнета, кто-то считает лжепророком и путаником. Но Коннору нет особого дела до своего реноме -- более всего он озабочен безопасностью тинейджера по имени Кайл Риз (Антон Ельчин), ведь именно он, когда настанет срок, должен будет отправиться в прошлое, встретить там Сару Коннор, защитить ее от Терминатора и в конце концов стать отцом Джона. Несколько неожиданно (в том числе и для него самого) у Коннора появляется таинственный помощник -- некто Маркус Райт (Сэм Уортингтон). Еще до конца света он, приговоренный к смерти преступник, отказался пожертвовать свое тело для медицинских экспериментов, но каким-то невероятным образом оказался не в лучшем из миров, а там, где и оказался, -- на радиоактивных просторах выжженной постъядерной Америки. Непонятно, можно ли ему доверять, но вроде бы Райт действительно изо всех сил старается обеспечить безопасность Кайла и Коннора. Очень многое, впрочем, проясняется в тот момент, когда с мужественного лица Маркуса слезает кожа, обнажая металлический остов, а в глазнице начинает поблескивать красный огонек...
Взяться за четвертого «Терминатора» в отсутствие Арнольда Шварценеггера мог либо оголтелый фанатик, для которого в данной мифологии важны не только солнцезащитные очки, кожаная куртка и прочая культовая асталависта, но и собственно научно-фантастическая теория, либо хладнокровный ремесленник, которому в принципе все равно, что фиксировать на пленку. Режиссер Макджи (известный клипмейкер, снимавший ролики для Cypress Hill и Korn, а в большом кино известный двумя сериями «Ангелов Чарли») располагается где-то посередине. Кажется, больше всего ему хочется, чтобы его фильм не сравнивали с предыдущими частями, -- каждый кадр во всю мощь долби-сурраунда вопиет о том, что старая история будет рассказана совершенно по-другому и вообще терминаторская мифология по-настоящему начинается здесь и сейчас, в полном соответствии с утверждением героя стародавней юморески, режиссера, взявшегося за постановку «Тысячи и одной ночи»: «Это у них был второй вариант, а у нас будет первый!» И у него почти что получается.
Другое дело, что гораздо чаще, чем оригинал, вспоминаются во время просмотра другие фильмы -- и здесь кроется гораздо более серьезная проблема. Новый «Терминатор», несмотря на всю активно декларируемую и временами нарочитую мрачность (юмор сведен до минимума -- нельзя же, право, считать полноценной шуткой гастрономическое наблюдения Риза о том, что «койот, сдохший два дня назад, все-таки получше, чем койот, сдохший три дня назад»), до обидного гладко вписывается в современный голливудский контекст. Не в том беда, что Шварценеггера нет (тем более что ненадолго он все-таки появляется, правда не самолично, а в качестве сгенерированного на компьютере дубля себя молодого, в дыму и вечном полуобороте), а в том, что, скажем, гигантский робот Жнец неотличим от наобум выбранного трансформера, мелкие зубастые машинки, умеющие плавать под водой, позаимствованы (как, к слову, и многие другие элементы антуража) из не настолько известных, но абсолютно безупречных «Крикунов», а терзания Маркуса Райта, ставшего терминатором помимо своей воли, отчаянно старающегося стать своим среди теплокровных и чуть ли не мечтающего об электрических овцах, напоминают о проблематике «Бегущего по лезвию бритвы». Имеются и совсем уж неприличные моменты, вроде постоянного присутствия на заднем плане маленькой кудрявой девочки, которая не может говорить, но олицетворяет надежду человечества на возрождение и которая в том или ином виде (зачастую меняя пол, возраст и недуг) всплывает в каждой третьей голливудской антиутопии. А попытки усилить напряжение с помощью введения в действие все новых и новых типов киборгов-убийц (и гиганты, и амфибии, и разумные мотоциклы) сходны с аналогичными и не сказать чтобы удачными попытками Джорджа Лукаса обогатить население одной далекой-предалекой галактики в приквелах «Звездных войн» -- ну да, все это очень мило, но почему в первых (то есть последующих) сериях можно было обойтись без них и куда они все, собственно, потом подевались?
На самом деле все более чем неплохо: в качестве очередного летнего боевика творение Макджи срабатывает в полном соответствии с порядковым номером -- на твердую четверку. И все было бы совсем уж идеально, если бы авторы фильма, именуя свое детище, ограничились в результате только подзаголовком. И не тревожили бы благородный прах великого мифа, отделаться от воспоминаний о котором при всем желании так и не выходит.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ