Время новостей
     N°96, 04 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.06.2009
Сложные союзники
Барак Обама недооценил сложность ближневосточных проблем
Накануне начавшегося вчера визита на Ближний Восток президент Барак Обама заявил, что намерен изменить тональность разговора с израильскими лидерами, не скрывая больше накопившихся между Израилем и США разногласий. Это первый за многие годы визит главы американского государства в регион, во время которого он не посещает Израиль. «Были времена, когда мы не были так честны, как это на самом деле было нужно, -- сказал 47-летний Обама 1 июня в интервью Национальному общественному радио США. -- Нужно быть честными в отношении того факта, что направление, в котором движется регион (Ближний Восток. -- Ред.), имеет глубоко негативный характер как для израильских интересов, так и для интересов США». Вчера Барак Обама уже был в Саудовской Аравии, где его встретил в аэропорту король Абдалла (на снимке). Сегодня президент посетит Египет.

Одного взгляда на американские массмедиа достаточно, чтобы понять, насколько менее произраильским стало общественное мнение США за последние годы. В период правления президента Билла Клинтона (1993--2001 годы) его друг юности Строуб Тэлботт столкнулся с непреодолимыми трудностями при назначении на одну из высоких должностей в госдепе. Причиной, помешавшей его продвижению по службе, стала оброненная им за несколько лет до этого фраза о том, что Израиль, мол, является «тяжелой ношей» для американской внешней политики. Представители израильского лобби в конгрессе прицепились к этому высказыванию, требуя доказательств, что Тэлботт не будет больше руководствоваться подобными идеями.

При неоконсервативной администрации Джорджа Буша-младшего (2001--2009 годы) такие влиятельные деятели его администрации, как Ричард Перл и Пол Вулфовиц, не скрывали своих симпатий к еврейскому государству, порождая самые фантастические теории об «американо-сионистском заговоре» среди «конспирологов» в России и арабском мире.

Сегодня утверждение о том, что новое радикально правое правительство Израиля может довести Америку до беды, -- это даже не теорема, а аксиома для большей части общественного мнения США. Сказывается усталость от двух войн в Ираке и Афганистане, которые страна ведет без успеха уже восьмой год. Если для Израиля состояние латентной войны привычно, то для Америки, созданной когда-то уклонистами от всеобщей воинской обязанности из европейских стран, привычны короткие победоносные конфликты, но не многолетняя война на истощение.

Вернувшийся в апреле на пост премьера Израиля 59-летний Биньямин Нетаньяху и в период своего первого премьерства в 90-е годы был не слишком популярен в США. Его обвиняли в крушении одной из самых близких сердцу американцев надежд -- надежды на успех «мирного процесса», начатого на тайных переговорах представителей израильского премьера Ицхака Рабина и палестинского лидера Ясира Арафата в Осло в 1993 году. Теперь Нетаньяху воспринимается в США как прямой соперник президента Обамы на переговорах, как «неудобный союзник», мороки с которым будет больше, чем с иными врагами.

После встречи двух лидеров в Вашингтоне 18 мая этого года американские газеты долго обсуждали, какие уступки этому израильскому «ястребу» можно сделать, а на какие идти ни в коем случае нельзя, причем Нетаньяху рисовался как поджигатель войны, втягивающий Обаму в опасную игру. Ропот возмущения вызвало откровение газеты «Нью-Йорк таймс» о том, что в 2008 году израильтяне тайно обратились к Бушу-младшему с просьбой дать им бомбы для уничтожения иранских бункеров и право пролета для этого над соседним Ираком, контролируемым американцами. «Третьего фронта в исламском мире Америке не нужно», -- констатировал публицист этой газеты Роджер Коэн, прежде не отличавшийся симпатиями к противникам Израиля.

О новом израильском министре иностранных дел, бывшем советском гражданине Авигдоре Либермане, который сегодня завершает свой трехдневный визит в Россию, и говорить нечего: симпатий к нему еще меньше, чем к Нетаньяху. «Демагог», «крайне противоречивая фигура», «человек с советским авторитарным мышлением» -- таковы еще самые мягкие из определений, данных этому выходцу из Молдавской ССР заокеанской прессой. Главный редактор американского журнала «Ньюсуик» Фарид Закариа отмечает, что в окружении господ Либермана и Нетаньяху популярно сравнение Ирана с племенем амалик, враждебным древним иудеям, и это отдает расизмом. Ветхий Завет рекомендует израильтянам расправляться с амаликитянами всеми способами. Но сегодняИзраиль -- это страна с ядерным оружием. И будет очень опасно, если она прибегнет ко всем имеющимся средствам.

Американское общественное мнение оказывается на распутье. План Джорджа Буша-младшего -- создание «коалиции демократий» во главе с Израилем и умеренными арабскими режимами против фундаменталистского Ирана -- провалился. Позволить Израилю действовать в одиночку, нанеся по Ирану воздушно-бомбовый удар с угрозой подкрепить его еще и ядерным оружием, тоже нельзя. Как же тогда обеспечить безопасность Израиля? Сейчас ситуация развивается по инерции. Идет трудное расставание с планами Буша-младшего.

«Президенту Обаме и его команде не простят их неспособности выучить уроки недавней истории Ближнего Востока. Перспектива стратегического сотрудничества с Израилем глубоко непопулярна у арабской публики. Даже умеренные арабские режимы на такое сотрудничество не согласятся. Само понятие коалиции Израиля и умеренных арабских режимов, объединенных целью сдерживания Ирана, -- это опасная иллюзия, которая может отложить на неопределенное время урегулирование израильско-сирийского и израильско-ливанского конфликта. Эти конфликты не могут быть решены без разумного диалога Америки с Ираном и с его региональными союзниками -- ХАМАС и «Хизбаллой», -- пишут на странице мнений в газете «Интернэшнл геральд трибюн» бывшие сотрудники американского Совета по национальной безопасности супруги Флинт и Хиллари Эверетт.

Еще недавно сама мысль о контакте с ХАМАС, который американцы и израильтяне считают террористической группировкой, была бы подвергнута в США анафеме. Сегодня она вбрасывается в общественные дискуссии, но, как отмечают в своей статье супруги Эверетт, в госдепартаменте пока доминируют старые кадры, оставшиеся от времен прежней администрации. Как сказано в статье, политику в отношении Ирана в госдепартаменте определяет Деннис Росс -- сторонник силовых методов. В феврале этого года госсекретарь Хиллари Клинтон назначила его своим советником по странам Персидского залива и Юго-Западной Азии. Ранее Росс занимал важные дипломатические посты в администрациях Джорджа Буша-старшего и Билла Клинтона и являлся советником Барака Обамы в ходе его предвыборной кампании.

Во время переговоров 18 мая в Вашингтоне Биньямину Нетаньяху удалось добиться от Обамы вожделенного «дедлайна» (крайнего срока) для иранского руководства. Обама сказал, что если Иран не приостановит или не раскроет свою ядерную программу до конца 2009 года, то тогда США будут просчитывать все варианты действий (имеется в виду, очевидно, еще большая торгово-экономическая блокада Ирана и даже военный удар). Интересно, что либеральные американские СМИ с неудовольствием расценили это заявление как успех Нетаньяху и уступку Обамы.

Газеты рекомендуют дать Ирану возможность развивать мирную атомную энергетику, а также отказаться от унизительных для Ирана действий и заявлений. Что касается попыток свержения правящего в Иране режима, то Обама уже дал обещание от них отказаться -- еще один отход от линии Буша, обещавшего восстания и победу демократии на всем «большом Ближнем Востоке».

Американский президент колеблется. Источники в его администрации на условиях анонимности сообщают СМИ, что огромная сложность арабо-израильского и ирано-израильского конфликта оказалась неожиданностью для молодого президента, взрослевшего в мультиэтническом обществе и предпочитающего диалог ислама, христианства и иудаизма военным акциям. Сегодня Барак Обама выступит в Каире с программной речью об отношениях с арабским миром. Скорее всего он не станет подробно останавливаться на самых острых проблемах региона. Тем не менее в какой-то момент ему придется делать выбор. Хочется надеяться, что этот выбор будет просвещенным, гуманным и основанным на прагматизме, а не на смутных мистических ощущениях, характерных для его предшественника.

Дмитрий БАБИЧ, обозреватель РИА Новости, -- для «Времени новостей»