Время новостей
     N°95, 03 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.06.2009
Китайская практика
Гайтнер послал в Пекин Доллара
Министр финансов США Тимоти Гайтнер вчера завершил свой первый официальный визит в Китай. Ранее демонстрировавший жесткий настрой по отношению к финансовой политике КНР, г-н Гайтнер в этот раз не стал поднимать больную для США тему заниженного курса юаня и заверил восточных коллег в сохранности резервов, вложенных в гособлигации США. Аналитики считают, что в отношениях двух держав сохранится статус-кво: КНР продолжит вкладывать средства в американскую экономику и не будет спешить повышать курс юаня в период экономических потрясений.

В отличие от прежнего министра финансов Генри Полсона Тимоти Гайтнер обозначил более решительный настрой по отношению к Китаю. Сразу после того как г-н Гайтнер был выдвинут президентом Бараком Обамой на этот пост, он заявил, что Китай «манипулирует курсом своей валюты». Это вызвало недовольство официального Пекина и обеспокоенность многих американских экономистов. По их мнению, хорошие отношения с Китаем, инвестирующим огромные средства в ценные бумаги США, особенно важны в период кризиса.

Вместе с тем Тимоти Гайтнер знаком с КНР не понаслышке. Он владеет китайским языком, проходил стажировку в пекинском университете. Кроме того, в Пекине г-н Гайтнер начинал карьеру в качестве представителя одного из американских фондов.

Во время нынешнего визита в Пекин американский минфин сообщил о двух важных назначениях, связанных с отношениями с КНР. Исполнительным секретарем и главным координатором по делам Китая в минфине г-н Гайтнер назначил Дэвида Левингера, до сих пор отвечавшего в министерстве за Африку, Ближний Восток и Азию. А вот спецпредставителем в Китае (его должность будет называться экономический и финансовый эмиссар) станет занимавший до сих пор пост директора Всемирного банка по Китаю и Монголии Дэвид Доллар. «Дэвид Левингер и Дэвид Доллар обладают уникальной квалификацией для замещения этих должностей благодаря глубокому уровню компетенции и обширному опыту в работе по решению американо-китайских экономических вопросов», -- заявил г-н Гайтнер. По его словам, г-н Левингер имеет опыт в финансовом регулировании и макроэкономической политике, а г-н Доллар является известным во всем мире специалистом по развитию, сделавший выдающуюся карьеру во Всемирном банке. Их участие, считает министр, поможет усилить американо-китайское партнерство в период экономических вызовов.

Что касается самих этих вызовов, то Тимоти Гайтнер рассказал китайским властям о намерении Вашингтона сократить размер бюджетного дефицита, как только произойдет оживление американской экономики. Ориентиром является уровень дефицита в 3% ВВП по сравнению с ожидаемыми в этом году 12,9%. Позднее он сказал журналистам, что китайские власти «предоставили вотум доверия попыткам США восстановить свою экономику и понимают, почему высокий бюджетный дефицит на данный момент является необходимостью».

Министр финансов заверил, что китайским финансовым резервам, которые вложены в гособлигации США, ничего не угрожает. Китай остается крупнейшим внешним кредитором США, в марте объем его вложений в американские гособлигации составил 768 млрд долл. Первые лица КНР, в частности премьер Госсовета Вэнь Цзябао, несколько раз обращались к правительству США, выражая обеспокоенность сохранностью своих огромных инвестиций. По мнению китайского руководства, неосторожная политика денежных властей, гигантский внешний долг США могут привести к коллапсу доллара и глобальной инфляции. Западные экономисты также говорили о чрезмерном притоке средств в гособлигации США и о том, что пузырь может лопнуть.

Вчера Вэнь Цзябао напомнил г-ну Гайтнеру о своей обеспокоенности сохранностью китайских активов, сказав, что существует необходимость усилить контроль над международными резервными валютами, чтобы обеспечить стабильность и рост экономики Китая. Аналитики предполагают, что Пекин уже успел перестраховаться, переместив часть средств из долларовых активов в другие валюты. Структура китайских валютных резервов объемом 1,953 трлн долл. является государственной тайной, однако, по оценкам специалистов, на долю долларовых активов приходится более 70% от этой суммы.

«Китай подпилит сук, на котором сидит, если будет слишком давить на эту тему, -- считает главный валютный стратег Westpac Banking Corp. Шон Кэллоу. -- Если они будут делать алармистские заявления и начнут серьезную продажу доллара и облигаций, для них это будет болезненнее, чем для всего остального мира».

В марте глава Центробанка Китая Чжоу Сяочуань удивил участников рынка, присоединившись к сторонникам введения в качестве мировой резервной валюты (вместо доллара) SDR -- расчетной единицы Международного валютного фонда. Вчера пресс-секретарь президента России Наталья Тимакова заявила о том, что лидеры стран БРИК могут обсудить на следующей встрече идею создания новой наднациональной валюты. На этом фоне курс доллара начал снижаться на мировом рынке.

Тимоти Гайтнер, впрочем, выразил уверенность в перспективах доллара. «Я верю, Китай, равно как и мы, ожидает, что доллар останется главной резервной валютой на длительный период», -- заявил г-н Гайтнер.

Американский министр не стал давить на Китай по поводу повышения курса юаня, который необходим США для восстановления торгового баланса и поддержки собственных производителей. С июля 2005 года, когда Китай отказался от искусственного занижения стоимости национальной валюты, юань подорожал на 21%, однако с прошлого лета Пекин удерживает валютный курс неизменным, чтобы поддержать своих производителей в сложный период. «Китай публично объявил, что продолжит движение к более гибкой системе валютного курса, потому что, на мой взгляд, они понимают, что это очень важно для расширения их стратегии перенастройки источников роста», -- заявил г-н Гайтнер. Вэнь Цзябао отметил, что китайско-американские отношения вышли на новый исторический этап и имеют все возможности для дальнейшего развития: «Обе стороны должны развивать китайско-американские отношения с точки зрения стратегической важности и долгосрочных перспектив, в полной мере выявить роль механизма стратегического и экономического диалога КНР и США, непрерывно укреплять и расширять основу общих интересов, уважать и принимать во внимание коренные интересы друг друга».

После того как Тимоти Гайтнер улетел из Пекина, американское правительство сообщило, что США и КНР проведут свой стратегический и экономический диалог в Вашингтоне в последнюю неделю июля.

Николай КОЧЕЛЯГИН