|
|
N°86, 17 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оставьте нам наши тарифы
Портовики считают, что унификация тарифов разорит их
Представители морских портов России вчера заявили о готовности решительно сопротивляться осуществляемой сейчас унификации железнодорожных тарифов. По убеждению портовиков, она приведет к разорению морского бизнеса, обогащению сопредельных стран за счет транзита и полному параличу российских железных дорог, особенно трансграничных переходов. В МПС с такой позицией категорически не согласны, а Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК) заявляет о намерении продолжать работу по выравниванию тарифов.
На состоявшемся вчера в Петербурге совещании Ассоциации морских торговых портов было принято решение обратиться в правительство с требованием отказаться на время от унификации железнодорожных тарифов -- сохранить нынешний статус-кво по крайней мере до конца 2002 года. Однако судя по воинственному настрою портовиков, их вряд ли устроит временное «прекращение огня» -- они хотели бы, чтобы и впредь возить грузы в иностранные порты было дороже, чем в Санкт-Петербург, Новороссийск, Мурманск или Находку.
«Разве в МПС не понимают, что если внутренние тарифы сравняются с внешними, то 35% грузов, перерабатываемых сейчас портами России, уйдут в Прибалтику, на Украину и в Китай, а железнодорожные трансграничные переходы после унификации остановятся, так как дорога захлебнется от усилившегося потока грузов», -- вопрошал присутствующих железнодорожников председатель одного из комитетов Ассоциации портовиков, директор по координации операций морского порта Санкт-Петербург Серик Жусупов.
Тем не менее представители МПС его запал разделить не пожелали. Более того, они категорически заявили, что с 1 августа 2001 года, когда начался первый этап выравнивания тарифов, рост грузооборота портов достиг 30%. И после окончания процедуры унификации разорения морских терминалов не произойдет, а железные дороги справятся с перевозками, так как транспортное ведомство сейчас располагает двухсуточным запасом вагонов для переброски грузов. А то, что в портах и на погранпереходах случаются пробки, -- проблемы портовиков и таможенников, а не МПС, считают в министерстве.
Однако лидеры ассоциации заявили, что тарифная унификация не смогла решить самую главную проблему -- вернуть российские грузы в российские порты. «Удобрения и нефтепродукты в основном идут, как и шли, через Прибалтику, а импортные грузы -- зерно и сахар -- оттуда и не уходили», -- посетовал Серик Жусупов.
Зампред ФЭК Иван Беседин привел железный довод против: «Есть поручение президента -- выравнивать тарифы». Г-н Беседин утешил портовиков тем, что «тарифный орган внимательно смотрит на ситуацию, чтобы ее не усугубить и не создать благополучие одним за счет других».
Однако портовики сочли, что если унификация будет доведена до конца, то «усугублять» уже дальше будет некуда: по мнению членов ассоциации, перевозка тонны груза до зарубежного терминала должна в среднем стоить на 3 долл. больше, чем до российского. Если же тарифы будут одинаковы, то грузовладельцы повезут товар по железной дороге в иностранный порт, где гораздо быстрее формируют судовые партии, а значит, меньше срок хранения грузов, ниже сборы и платежи, проще система таможенного оформления. К тому же если использовать нероссийские гавани, можно получить от иностранных банков льготные условия кредитования. Битва за тарифы продолжится сегодня -- вопрос будет обсуждаться на Балтийской конференции грузовладельцев в Петербурге.
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург