|
|
N°95, 03 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Театр подсознания
На Чеховском фестивале показали последний спектакль Филиппа Жанти
В Москву снова приехал Филипп Жанти: его новый спектакль с непонятным названием «Болилок» играют на Чеховском фестивале больше десяти раз подряд, и нет сомнений, что зал Пушкинского театра будет полон все дни -- в столице постановки легендарного французского режиссера ждут, как сеансов волшебства, необъяснимого и оттого еще более притягательного.
В Москве Жанти был неоднократно, и всегда он казался разным: сначала выглядел безусловным кукольником, его концертные номера про танцующих страусов и хищную горжетку все помнят до сих пор. В спектаклях 80-х Жанти стал постепенно заменять чередование номеров единым действием, но и оно строилось на притчах. Не так давно Французский культурный центр привозил нам возобновленный режиссером спектакль 80-х годов «Проделки Зигмунда» -- здесь главными героями были пальцы, они превращались то в бандитов, а то в медсестер, а главный герой-палец путешествовал среди них в густой болтовне, напоминающей кэрроловские парадоксы и игры с языком. Но уже тогда главным сюжетом спектакля Жанти было странствие по подсознанию, среди провалов в памяти, снов, комплексов, воспоминаний и паранойяльных идей.
Жанти не раз рассказывал о своем интересе к психоанализу, в 90-х он даже поставил трилогию о путешествии в подсознание, и когда в 1995-м мы увидели первую ее часть -- спектакль «Неподвижный путник», то были заново очарованы. Это был совсем новый Жанти, к кукольному театру его спектакли уже не имели отношения, хотя там было много поразительной работы с предметом, которая всегда отличает кукольников -- в их руках неживое оживает и переживает бесконечные превращения. Это было похоже одновременно на пантомиму и современный танец, хотя актеры говорили, пели, читали стихи и разыгрывали смешные, почти клоунские сценки без начала и конца. На прошлый Чеховский фестиваль Жанти приехал снова, и опять его сюрреалистический «Край земли» был ожившими снами, и снова обращался к подсознанию, рисуя поэтические образы, смешно и печально крутящиеся вокруг женщины, познать которую невозможно.
«Болилок» напоминает нам и о прежнем Жанти-кукольнике и о нынешнем -- маге, уходящем в чистую визуальность. Спектакль начинается с игр девушки по имени Элис (вот вам и новый привет Кэрроллу) со странными куклами, которых она вынимает из коробочек. У кукол большие мужские и очень похожие на настоящие головы и маленькие тельца. Элис носит их на руках и болтает со смешным акцентом по-русски за себя и за куклу, шевеля ее резиновым лицом. Черноволосый красавец с тельцем тряпочного пупса упирается и хочет целоваться, лысый -- с отвратительным туловищем, похожим на заворот кишок и длинными, кишкоподобными конечностями, скачет, как насекомое, корчит рожи и все время пукает. Мы и не заметим, как головы кукол станут живыми, а потом появится таинственный персонаж в шляпе с фонарями вместо глаз и под его руками в отрезанные головы в коробочках превратятся уже все трое вместе с Элис, а действие из детской игры понесется в фантастический мир. Дальше чего только не будет: трое героев из голов снова станут людьми, потом начнется фантастическая хирургическая операция над Элис и маленькие куколки-подобия, будто души героев, отправятся в путешествие по ее внутренностям. На видео нам покажут, как вспухают ткани и переливаются жидкости в организме, а потом все это, огромное, возникнет на сцене, и герои будут плыть тут как в море.
Тот, кто видел спектакли Жанти прежде, узнает множество автоцитат, вроде дышащего тканевого моря с торчащими из него руками и ногами, героев, будто дети плывущих по волнам в коробке, ослепительно меняющих цвет красных, синих, фиолетовых фонов и многого другого. Тут будет неожиданно много клоунады, в первую очередь благодаря уморительному и очень пластичному «лысому» -- Кристиану Хеку, пришедшему к Жанти из «Комеди Франсез». Будет звездное небо с шарами-планетами, рядом с которыми в вышине будут как ни в чем не бывало летать герои, персонажи будут то уменьшаться, то увеличиваться, танцевать, терять части тела и превращаться в каких-то немыслимых амеб или осьминогов с человечьими головами. Таинственный персонаж с глазами-фонарями появится снова, но голова его от прикосновения Элис снимется длинной стружкой, как кожура от яблока, оставив на плечах пустоту.
Новички, никогда прежде не видевшие спектаклей Жанти, в конце будут ахать, косноязычно восторгаться, а особо рациональные взволнованно тормошить посвященных: это про что? ничего, если я не понял сюжет? И искушенные театралы станут их успокаивать: не волнуйся, это не о том. Закрой глаза -- перед тобой поплывут картинки из «Болилока», как в волшебном фонаре. И может быть, ночью приснится сон, где на полосатых волнах махрового моря качается домик со светящимся окном.
Дина ГОДЕР