|
|
N°94, 02 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Объяснение взрыва
«Газпром» предложил Ашхабаду снизить либо объем поставок, либо цену
Через два месяца после взрыва газопровода Средняя Азия -- Центр и прекращения поставок туркменского газа «Газпрому» топ-менеджер российского концерна официально раскрыл подоплеку конфликта. Зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев, который курирует в том числе контакты с Ашхабадом, заявил журналистам, что падение спроса на газ на основных рынках заставило компанию предложить Туркмении снизить либо объем газа, закупаемого российской стороной, либо его цену. По его словам, решение полностью прекратить поставки приняли туркменские партнеры, «Газпром» предлагал просто уменьшить отбор на три четверти.
Источники «Времени новостей» в концерне утверждают, что рабочие встречи для обсуждения условий возобновления поставок туркменского газа идут, но пока они безрезультатны. Судя по всему, в Ашхабаде ждут, что Москва сама вернет газовую проблему на политический уровень и сделает шаг к примирению. Об этом свидетельствует и отказ президента Гурбангулы Бердымухамедова приехать на Российский экономический форум в Санкт-Петербург, и нежелание договариваться напрямую с руководством «Газпрома». Вопрос в том, кто в среднесрочной перспективе окажется более зависимым -- «Газпром» от туркменского газа или Ашхабад от миллиардов долларов с продаж газа России.
Сегодня, конечно, нет смысла говорить о том, что российский концерн не сможет выполнять свои обязательства без поставок из Туркменистана. Спрос в Европе и на внутреннем рынке ниже самых пессимистичных ожиданий, «Газпром» снижает собственную добычу и в добровольно-принудительном порядке вводит лимиты для независимых поставщиков. «Мы предложили туркменским коллегам ограничить объем поставок газа, -- цитирует г-на Голубева Интерфакс, -- как это сделал сам «Газпром» и другие российские производители газа. НОВАТЭК, ТНК-BP, ЛУКОЙЛ, «Итера», «Газпром» -- все сократили объем добычи газа пропорционально. У нас сегодня нет того объема потребления, который был раньше».
Зампред правления отметил, что Украина, основной рынок для туркменского газа, сократила объем потребления на 40%, на 22 млрд кубометров. «Туркменский газ закупался по таким ценам, по которым мог быть реализован на европейском рынке. Поэтому если Европа газ не берет, мы сказали: уважаемые коллеги, сегодня некуда ваш газ с вашей ценой реализовывать. Или мы пересматриваем цену, или объем», -- подчеркнул зампред правления «Газпрома».
В первом квартале российский концерн, несмотря на двукратное снижение собственного экспорта, закупал туркменский газ в полном объеме -- около 11 млрд кубометров на 3,5 млрд долл. (см. «Время новостей» от 8 апреля). Но когда в начале апреля «Газпром» заявил о намерении снизить отбор газа, на туркменском участке (близ границы с Узбекистаном) произошел взрыв. Туркменский МИД, а затем и лично г-н Бердымухамедов обвинили в происшедшем «Газпром». Участок трубы быстро починили, но поставки так и не возобновились. «Остановить полностью подачу газа решила туркменская сторона, хотя мы вводили ограничение до 27 млн кубометров посуточно (при норме 110 млн кубометров. -- Ред.). Думаю, что в ближайшее время работа будет продолжена. Мы найдем разумные и взаимовыгодные интересы», -- сказал г-н Голубев.
Но для этого, очевидно, необходимо изменить подход со стороны Ашхабада, который всерьез обиделся на Москву и всячески подчеркивает свое намерение развивать альтернативные маршруты экспорта газа. Г-н Бердымухамедов явно ждет ввода в эксплуатацию газопровода в Китай, который должен заработать в начале 2010 года, и продолжает заигрывать с европейскими политиками и бизнесменами на предмет присоединения к «Южному коридору» (Транскаспийский газопровод в Азербайджан и далее в Турцию). Тот факт, что туркменский лидер не наделил мандатом на подписание декларации по «Южному коридору» своих делегатов на пражском саммите в начале мая, не говорит о его желании не злить Москву или о неготовности к сближению с ЕС. Скорее это приглашение еще к одному раунду международного газового торга с намерением получить наиболее выгодное с финансовой точки зрения предложение об инвестициях в туркменскую газовую инфраструктуру. Ашхабад во всеуслышание объявил, что к концу месяца собирается подвести итоги тендера на сооружение газотранспортной системы «Восток-Запад», которая должна связать юго-восточные месторождения Туркменистана с берегом Каспия и дать возможность менять направление экспортных потоков или, по крайней мере, шантажировать этим покупателей.
Алексей ГРИВАЧ