|
|
N°94, 02 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Настоящая победа осталась в тени
В мае «Первый канал» продемонстрировал если не всему человечеству, то значительной его части незаурядное умение с шиком тратить деньги и создавать поражающие размахом зрелища. Речь, конечно, о «Евровидении». Для такой цели -- показать, что мы во всем первые, -- наверное, ничего не жалко, пусть всюду знают, на что способна «наша Раша». Ужмемся с другими расходами, не впервой, зато докажем, что именно мы «впереди планеты всей». Обаятельный Александр Рыбак опять же победил всем на радость. Ничего, что он живет в Норвегии и родом из Белоруссии, его победу тоже будем считать своей. Неугомонный, крикливый Малахов тут же переметнулся на сторону победителя. И в одну секунду забыл, как и прочие комментаторы гранд-шоу на ТВ, превозносимую до самого финала Анастасию Приходько. Ее номер на «Евровидении» продемонстрировал вечно молодящемуся эстрадному народу весь ужас старения, вот она и проиграла. Старикам тут не место.
Впрочем, все эти страсти мало волновали телеканал «Россия» -- станет ли «главный» канал замечать успехи «Первого», не до того им, у них свои танцы и песни. И премьеры. Гордо предъявили зрителям вампуку на тему Великой Отечественной -- «Операция «Китайская шкатулка» с чудовищно состряпанным сюжетом и бессовестно плохой игрой известных актеров.
Зато одного потрясающего артиста в мае показали единовременно чуть ли не все каналы, переверстывая свои сетки под печальное событие -- уход из жизни Олега Янковского. Действительно большая утрата и личная боль для очень и очень многих. И все-таки такое впечатление, что телевидению вообще нечего сказать народу. Уже в который раз только смерть знаменитого человека позволяет телевещанию выглядеть достойно.
По-настоящему крупное телевизионное событие случилось в мае на скромном питерском канале «Сто». Александр Сокуров воплотил здесь свою давнюю идею. Он пригласил людей из разных социальных слоев, старых и молодых, каждому достался отрывок из «Блокадной книги» Даниила Гранина и Алеся Адамовича. Читали прямо с листа, не готовясь. Впечатление от этого зрелища -- невероятное. Люди преображаются под воздействием настоящих свидетельств пережитых страданий, не могут сдержать слез. Получился коллективный портрет наших современников, осмысляющих страшные страницы родной истории и немыслимую цену Великой Победы. Такую передачу следовало бы показать как можно большей аудитории, но, к сожалению, эта безусловная победа телевидения осталась в тени.
А историю собственно телевидения решил проанализировать Михаил Дегтярь в документальном фильме «Все это телевидение. Времена перемен». До премьеры на телеканале «Совершенно секретно» Дегтярь оповестил общественность, что его не пускают на большие каналы из-за того, что он рискнул поведать ну просто всю правду обо всем отечественном ТВ. На поверку оказался обычный скучно-форматный телепродукт. Синхрон -- хроника -- опять синхрон. Говорящих голов много, но нет среди них ни Савика Шустера, ни Леонида Парфенова, ни Сергея Доренко. А главное, нет никаких открытий и собственных мыслей о том, что же это за зверь такой -- наше телевидение. Секретов не нашлось
Что же касается Доренко, то он, судя по всему, наигравшись в оппозицию, вернет себе скоро первые позиции на телеэкране. Может быть, даже потеснит Сергея Минаева, того, кто бывает честным каждый понедельник.
Ольга Галицкая