|
|
N°94, 02 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Картинка вместо реальности
Понравилось. 9 Мая все больше превращается в декоративное нарядное шоу, в котором даже подготовка к параду -- промо предстоящего телевизионного празднования. Поддержанию смысла и содержания праздника не помогают ни раскраски старых фильмов, ни костюмированные концерты. Из всей помпезно-парадной телевизионной мишуры через месяц в памяти всплывает немногое: репортаж Ирады Зейналовой («Время», «Первый») о молодом голландце, который уже 20 лет восстанавливает имена погибших советских солдат, похороненных на кладбище его родного городка; «Исчезнувшие» с Кириллом Пироговым в главной роли («Первый»), «Риорита» Петра Тодоровского («Первый»), военные песни в исполнении Д. Хворостовского («Россия»). Все эти разные телевизионные зрелища объединяет ощущение драмы войны и скорбь по поводу цены победы.
Мощь и торжество телевизионных технологий, полиэкранных инсталляций и прочих выдающихся превращений на «Евровидении» потрясали воображение. Люди и песни стали материалом для создания грандиозной картинки, которая с помощью цвета, света и звука практически заместила реальность. Домашний экран, кстати, всей этой режиссерской грандиозности до конца не передал -- может быть, поэтому победила просто улыбчивая скрипичная искренность? Но режиссура масштабного телевизионного зрелища, безусловно, войдет в историю телевизионных профессиональных достижений. Возвращение «На ночь глядя» -- тоже весенняя радость. Это самая «слышимая» передача -- в том смысле, что почти никто, кроме Бермана и Жандарева, не умеет так чутко слышать настроение. В жанре интервью был любопытен Кургинян («Познер») и Сева Новгородцев («Временно доступен»). «Большая разница» все чаще становится ярче, эффектнее, талантливее того, что пародирует. Телевидение о самом себе, как известно, рассказывать не любит. Особенно не любит вспоминать о собственном «закулисье» -- о компромиссах, страхе, о своих прежних звездах, об искушениях властью, свободой, деньгами. Нет ничего удивительного в том, что добротный, выстроенный исключительно на интервью с 20 известными людьми, олицетворяющими несколько телевизионных эпох, без закадрового текста фильм был показан на специализированном канале «Совершенно секретно» («Все это телевидение»). Почти метафора.
Не понравилось. Исчерпанность Соловьева как телевизионного персонажа (судя по скомканности ухода, ведущий не хочет или не может объясняться) неочевидна. Минаев ему не замена. Так что выпущенный на арену Доренко может оказаться к месту, став символом реанимации кастрированного политического телевидения. Особенно если «телекиллер» прежних эпох будет работать в модной сегодня стилистике пассионарного пастыря и духовного наставника.
Сериал «Иван Грозный» («Россия») -- удивительно слабенький по всем профессиональным критериям (от режиссуры до актеров), фальшивый по посылу. Наставления дитяти-царевича на фоне виселиц -- традиционная часть повествования о сатрапах и твердой руке -- исполнены демагогически буквально. Может быть, эта «клюква» вся и кстати. Гламурненький тиран воспринимается без придыхания. Интересно, те, кто будет разбираться с фальсификацией истории, будут оценивать сериальную «историческую правду»?
Персона. Иван Ургант. Везде. Удивительное чувство меры и иронии во всем, свойственное людям воспитанным и внутренне свободным.
Анна Качкаева, радио «Свобода»