|
|
N°94, 02 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Заложники Шри-Ланки
Несмотря на победные заявления правительства Шри-Ланки, обстановка на северо-востоке этого островного государства в Индийском океане -- одна из самых тревожных гуманитарных ситуаций в мире. Там на небольшой территории в западне оказались мирные жители. Это произошло в результате боевых действий, пик которых пришелся на середину мая, между правительственными силами и «Тиграми освобождения Тамил Илама» (ТОТИ) -- повстанческой группировкой, утверждающей, что защищает интересы тамильского населения.
Под обстрелами правительственных вооруженных сил боевики ТОТИ использовали соотечественников в качестве живого щита. Международное сообщество, Россия в том числе, долго оставалось сторонним наблюдателем этих событий. Лишь 14 мая в Нью-Йорке тогдашний председатель Совета Безопасности Виталий Чуркин обратился к властям Шри-Ланки с призывом прекратить беспорядочные бомбардировки. До этого же Россия, председательствовавшая в мае в Совбезе ООН, выступала с позиции невмешательства этого международного органа во «внутренние дела» государства -- члена ООН. Как будто правительство Шри-Ланки и члены Совбеза не подписывали Женевских конвенций!
Почему же Россия столько времени не проявляла активности? Некоторые российские дипломаты утверждают, что стране, бомбившей свой собственный город Грозный, не стоит указывать другим, как им вести войну. Однако Россию во время прошлогоднего конфликта с Грузией этот аргумент не остановил. Москва громко протестовала против нападения Грузии на Цхинвали, хотя число жертв в том конфликте было несравнимо ниже и нарушения международного гуманитарного права не были столь очевидны.
В течение многих месяцев армия Шри-Ланки затягивала кольцо окружения вокруг оставшихся сил сепаратистской группировки ТОТИ и мирных жителей района на сужающемся пятачке. В зоне боевых действий оказалось до 250 тыс. мирных жителей, но власти вместо попыток спасти жизни загнанных в ловушку мирных жителей позволили ТОТИ втянуть себя в убийство гражданского населения. Правительственные войска обстреливали места скопления мирных жителей и даже наносили удары с воздуха по тем районам, где «тамильские тигры» удерживали под реальной угрозой смерти своих заложников.
В последние недели часть гражданских лиц сумела выйти из зоны конфликта, однако, по оценкам ООН, там остается 50 тыс., а возможно, и все 100 тыс. человек. Еще в конце апреля правительство Шри-Ланки обещало прекратить использование артиллерии и другого тяжелого вооружения, чтобы свести к минимуму потери среди мирного населения, но это обещание с тех пор неоднократно нарушалось.
Правительство не может использовать аргумент использования боевиками живого щита для оправдания такого большого числа убитых мирных жителей. Артиллерийские обстрелы скоплений людей, боевиков и мирных жителей вперемешку, идут вразрез с обязательствами Шри-Ланки охранять невоюющие стороны согласно международному гуманитарному праву. Иначе это может быть квалифицировано как военное преступление. Кроме того, плохо организована процедура проверки властями лиц, спасшихся из зоны боевых действий. На контрольно-пропускных пунктах нет международных наблюдателей. В государстве, где арестованные нередко бесследно пропадают, судьба задержанных на этих пунктах вызывает глубокую озабоченность. Демонстрация такой жестокости по отношению к мирным жителям, тамилам, не принесет в регион ни мира, ни стабильности, а скорее обострит противоречия, ожесточит местное население и тамильскую диаспору, финансирующую мятежников.
Международные структуры должны активнее вовлекаться в урегулирование конфликта в Шри-Ланке. Представители Международного комитета Красного Креста уже на месте, но они пока не могут получить разрешение на участие в переговорах о предоставлении безопасных коридоров для выхода загнанных в ловушку мирных жителей. Им также предстоят нелегкие переговоры об организованной сдаче уцелевших «тамильских тигров», чтобы их не убили сразу после того, как они сложат оружие.
Правительство Шри-Ланки должно пересмотреть свою позицию, а международное сообщество должно приложить к этому все усилия. Самым эффективным стало бы давление со стороны Совета Безопасности ООН. Такие страны, как Россия, Япония и Китай, должны отдавать себе отчет в том, что оставаться в стороне, пока продолжается эта бойня -- путь к подрыву авторитета Совбеза. Важно, что Россия все-таки присоединила свой голос к тем, кто пытается остановить кровопролитие. Теперь нужно, чтобы Москва усилила это давление, поддержав тех, кто стремится включить проблему Шри-Ланки в повестку дня Совета Безопасности ООН.
Ален Делетроз