|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Интернет не отменяет авторского права
Александр ТИХОНОВ -- ведущий эксперт в области рекорд-индустрии, человек, который знает о рекорд-бизнесе все или почти все и считает, что бороться с пиратами можно и нужно. Свою позицию он изложил в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей».
-- Авторские права -- возможно ли и надо ли их защищать в эпоху развития интернет- и медиатехнологий, позволяющих бесплатно копировать и распространять фонограммы без потери качества звука?
-- Любое творчество, включая музыкальное, возможно лишь при наличии внешнего подкрепления. Автор, исполнитель и рекорд-лейбл -- словом, все, кто занимается производством музыкального продукта, должны получать за это деньги. Защищать авторские права, безусловно, нужно, хотя бы потому, что автор -- самый незащищенный деятель в отличие от артиста, который может зарабатывать выступлениями. Сейчас защита авторских прав в Интернете -- большая и сложная задача. В этом вопросе правовая база заметно отстает от развития технологии. Результаты вы знаете. Музыки в Сети -- море, а законно распространяемой -- маленькое озеро. В странах с развитой интернет-культурой идет активный поиск решения этих вопросов. Я убежден, что в конечном итоге будет выработан оптимальный механизм размещения музыки в Сети. Интернет и авторское право -- не такие уж несовместные вещи. Так, уже сейчас существуют некоторые механизмы, например, коды ISRC, которые «зашиваются» в произведение, и кто бы откуда ни скачивал это произведение, все можно отследить. Даже в нашей стране есть позитивные примеры: продюсерский центр Игоря Матвиенко («Любе», «Иванушки Интернешнл». -- Ред.) добился того, что все произведения их артистов содержат ISRC-код, и они, соответственно, получают то, что им причитается. Вообще же в нашей стране вопросами авторских прав в Интернете занимается РОМС -- Российское общество по мультимедиа и цифровым сетям. Им предстоит решить массу проблем во взаимоотношении с Российским авторским обществом (РАО), с Российской фонографической ассоциацией (РФА), Национальной федерацией производителей фонограмм (НФПФ) и другими обществами, объединяющими правообладателей на коллективной основе. Сейчас огромная часть музыки попадает в Интернет незаконно, но так будет не всегда. С другой стороны, Интернет -- не только средство продажи музыкального контента, но и средство промоушна, поэтому молодые исполнители, композиторы, авторы готовы бесплатно выкладывать свои произведения в Сеть. Например, на том же сайте mp3.com вы найдете множество произведений российских композиторов, никому пока не известных. Российская группа «ППК», попавшая на третье место британского хит-парада (см. «Время новостей», 4 декабря 2001 года), -- пример такого сетевого промоушна, ведь именно через Интернет их композиция Resurection попала на лейбл Perfecto и была выпущена в Великобритании.
-- Регулярно публикуются данные об объеме пиратства в стране, соотношении количества легальной и контрафактной продукции. Как происходит подсчет объемов пиратской продукции в масштабах страны, если производители нигде ее не «светят» и налогов не платят?
-- Это чистая статистика, которой занимаются компетентные органы. Их сотрудники в разных городах страны проводят изъятие контрафактной продукции на основании оперативных данных. Специалисты, обучавшиеся в Москве, проводят экспертизу и выявляют контрафактную продукцию. Изъятие оформляется в виде протокола, данные из регионов поступают в МВД. На основании изъятий можно подсчитать количество пиратской продукции в отдельном регионе и в целом по стране. Скажем, в магазине изъята тысяча «компактов», из них пятьсот оказались контрафактными. Следовательно, уровень пиратства в данном конкретном магазине -- 50%. Так как в регионе проверяется не один магазин, а несколько, из этих данных выводится средний показатель уровня пиратства в регионе. Это достаточно условная схема, но другого пути сейчас нет. Дело в том, что многие продавцы на местах даже не вникают в эти проблемы. Они просто не знают, чем торгуют, или по крайней мере делают вид, что не знают.
-- Как вычисляется объем легальной продукции и емкость рынка?
-- С расчетами легальной продукции проще. В агентство InterMedia ежемесячно поступают данные от рекорд-лейблов о выпуске новых компакт-дисков и кассет, параллельно собираются чарты продаж от крупнейших дистрибьюторских компаний, розничных сетей. Агентство ежемесячно ведет мониторинг розничных цен на музыкальную продукцию. Зная, кто, что и когда выпускал, зная средние тиражи, цены и объемы потребления продукции на душу населения, можно посчитать объемы продаж как в денежном исчислении, так и в количестве копий. Так упрощенно выглядит схема расчета емкости рынка легальной продукции. Вообще, «музыкальная» потребительская модель в странах с равным уровнем экономического развития примерно одинакова. Если в России уровень потребления музыкальной продукции -- две «родных» копии на человека в год, то этот показатель такой же для всех стран с переходной экономикой. В Бразилии те же две копии на человека в год, а в США -- целых четыре.
-- Существует ли какая-то особая форма борьбы с пиратством в регионах?
-- Да. Дело в том, что в России есть феномен «локального репертуара», то есть в каждом субъекте федерации существуют свои звезды, мало известные за пределами региона. Взять тот же Татарстан -- там есть свой локальный шоу-бизнес, где представлены как русскоязычные артисты, так и поющие на татарском языке. Так вот, эти самые «локальные» звезды не пиратятся, просто потому, что их хорошо знают в регионе и они имеют там «нужный вес», что позволяет им самим «разобраться» с пиратами -- без МВД, без IFPI, без чьей-либо помощи. При этом общероссийские звезды (Земфира, «Мумий Тролль» и т.д.) пиратятся, как и везде, и из Москвы все отследить невозможно. Вообще, стоит исполнителю показаться по телевизору на центральных каналах, то на его записи появляется спрос в регионах, и эти записи тут же начинают пиратировать там, докуда еще не дошла официальная дистрибуция. В России давно используется практика производства по лицензии, т.е. региональному дистрибьютору продают право на тиражирование фонограмм и вместе с ним определенное количество полиграфии -- вкладышей к кассетам, т.н. «фантиков». Все это на месте собирается в единый продукт, и, таким образом, процесс доставки легальной продукции в регионы идет быстрее. В регионах цены ниже, чем в столице. Для местных продаж даже готовится специальная полиграфия с надписью «не для продажи в Москве и Московской области», но, как правило, именно эти копии реализуются в столице, принося ловким продавцам хорошую прибыль.
Код ISRC (International Standard Recording Code) утвержден Международной организацией стандартизации (ISO) как своеобразный музыкальный «водяной знак». Это цифровой код, позволяющий определить происхождение, авторов и владельцев прав на любой записанный цифровым способом трек, появляющийся в любой точке музыкального пространства, будь то запись на компакт-диски, радиотрансляция или скачиваемый из Интернета файл. ISRC представляет собой двенадцатизначный буквенно-цифровой код, разделенный на несколько частей и указывающий на страну, первого владельца прав, год записи и т.д. Таким образом, код однозначно идентифицирует любую фонограмму, созданную в любой стране. Код ISRC может быть определен только с помощью спецаппаратуры, его наличие никоим образом не отражается на звучании, а при цифровой перезаписи код копируется, переносясь в новую запись. Любая новая или измененная фонограмма (т.е. ремикс или кавер-версия) должна быть снабжена новым ISRC. Повторное использование ISRC, уже присвоенного определенной фонограмме, недопустимо. ISRC не меняется при передаче прав: если первый собственник смежных прав на фонограмму решил уступить кому-либо эти права, то после такой продажи ISRC остается неизменным.
Данные информационного ежегодника агентства «Интермедия», 2002 год
Александр БЕЛЯЕВ