|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ксерокс из подручных материалов
Джеки Чан снова в московском прокате
«Не в Голливуде счастье», -- решил Джеки Чан и, выторговав себе 15-миллионный гонорар за вторую серию «Часа пик», отправился в Гонконг, подальше от болтливого Криса Такера. На родине Чан выступил как продюсер и исполнитель главной роли в «Случайном шпионе» (режиссер Тедди Чан, однофамилец), рассчитанном прежде всего на рынки Юго-Восточной Азии и уж потом -- на американский прокат. Азиатская продукция Чана в основном отличается тем, что фирменные чановские трюки, сочетающие в себе безбашенную смелость, дьявольскую изобретательность и неподражаемый юмор, следуют буквально один за другим -- нет необходимости тратить время на диалоги.
Однажды мне на глаза попалось примечательное объявление. Прочитавшим его предлагалось прислать квитанцию об оплате шестидесяти рублей, а в обмен автор сулил «красочную и написанную доступным языком» брошюру «Как дешево и быстро изготовить ксерокс в домашних условиях». Я так и не выяснил, какой рецепт предлагал анонимный изобретатель, но уверен, что Джеки Чану брошюра бы не понадобилась. Его талант постановщика и исполнителя трюков (нет необходимости напоминать, что он всегда работает без дублера) как раз и заключается в том, чтобы использовать первые попавшиеся под руку предметы в совершенно несвойственном им качестве. В «Случайном шпионе» он дерется с помощью реанимационных электрошокеров для запуска остановившегося сердца, прыгает с крыши с тремя зонтами в руках, прикрывает бубнами срамные места, время от времени ухитряясь наносить врагам чувствительные удары, но так, что общественная нравственность не страдает. Сюжет (Джеки Чан гоняется за наследством своего мнимого корейского папаши, попутно на пару с ЦРУ искореняя мировую наркомафию) выветривается из головы уже во время просмотра. Но вряд ли когда-нибудь забудется сцена, в которой голый Джеки, забежав в узкую стамбульскую улочку и ухватив висящий между домами многометровый кусок полотна, в считанные секунды изготавливает из него... нет, не ксерокс, но элегантное одеяние турецкой матроны.
Американские проекты Чана («Час пик» -- 1 и 2, «Шанхайский полдень») принесли ему десятки миллионов долларов, но как-то поубавили огонька в глазах его верных поклонников. В многобюджетных голливудских блокбастерах с участием Чана самым интересным становились финальные титры, сопровождаемые забавной нарезкой неудачных дублей и сорвавшихся трюков. В «Случайном шпионе», как в старые добрые времена, увлекательнее смотреть на то, что удалось, а не на случайные огрехи и несуразности. Что и говорить, мастер своего дела.
Алексей МЕДВЕДЕВ