|
|
N°94, 02 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европа им поможет
Частная инициатива и еврофонды спасают наследие Латвии
Прошло уже более года после отмены в России моратория на приватизацию памятников истории и культуры. За это время были разработаны и обсуждены на широком совещании во Всероссийском обществе охраны памятников истории и культуры (ВООПИК) необходимые поправки в закон об объектах культурного наследия, прошла первая конференция Всероссийского общества оценщиков, посвященная согласованию различных подходов к оценке исторических зданий и усадеб. Некоторые страховые компании в период кризисного застоя также задумались о том, чтобы заняться приватизируемыми памятниками. Дело осталось лишь за будущими владельцами, но представители бизнес-сообщества не готовы пока приобретать вечные ценности. Одна из причин -- в отсутствии поддержки со стороны государства. И сколько бы ни говорилось о том, что государство -- плохой хозяин и управляющий, становится все более очевидно, что без него не обойтись. Об этом свидетельствует не только опыт США и Западной Европы, но и стран Восточной Европы, где на момент падения социализма ситуация несильно отличалась от российской. Одна из возможных моделей сотрудничества государства и частного бизнеса достаточно успешно работает в Латвии.
Недавно завершился первый этап реставрации одного из самых интересных немецких замков -- поместья Вецгулбене, расположенного в небольшом городке Гулбене на северо-востоке Латвии. Как и многие другие исторические поместья в этом регионе, замок принадлежал роду баронов Вольфов. Во второй половине XIX века Иоганн Готлиб Генрих, последний владелец имения из рода Вольфов, построил удивительно цельный усадебный ансамбль: два жилых замка, Белый и Красный, большой классический манеж, театр, оранжерею и перетекающие один в другой парки с каскадом прудов, висячим деревянным мостом, островами, разнообразными скульптурными композициями. За всем этим романтическая история. Весь замысел Вольф посвятил своей жене, прекрасной итальянке Мариссе, умершей в молодом возрасте от чахотки. Специально для Мариссы (в то время верили, что тропический воздух лечит чахотку) была построена оранжерея, где выращивались тропические фрукты и овощи. Помещение обогревалось системой горячего воздуха и использовалось весь год. После смерти жены барон велел убить всех ее любимых собак и лошадей и похоронил их рядом с Мариссой в гробнице Вецгулбене. Пока был жив сам барон, в гробнице постоянно горели семь синих фонарей. В парке практически каждый уголок призван был хранить память о Мариссе. Существовал остров любви и холм любви, на котором были созданы искусственные средневековые руины замка. Другой парк -- парк Рудольфа -- барон Генрих Вольф создал в честь своего отца. Дворцовый парк и парк Рудольфа соединял Воздушный мост, который имел несколько уровней и был украшен красивой деревянной резьбой. По всей территории поместья росло 79 разных видов деревьев и кустарников.
В XX веке имение было разорено, дворцы неоднократно горели, коллекции (книги, живопись, венецианское стекло) исчезли.
Как и в русских усадьбах сегодня, перед нынешними владельцами латышского имения встала задача воссоздания практически из небытия всего исторического пространства -- зданий, ландшафта, скульптуры. «Честно говоря, мы не сразу осознали это, -- рассказывает совладелец усадьбы Элмарс Питуре. -- Сначала купили одно здание, а потом поняли, что все постройки замка и парк -- это единый ансамбль, который надо восстанавливать как цельное имение. На тот момент здесь было больше десяти землевладений, и все это нужно было собирать по кусочкам. Потом восстановили по архивам историю замка, посмотрели в Германии другие замки Вольфов и поместья Италии, откуда родом Марисса». На сегодняшний день восстановлены манеж, где устроены гостиница и СПА, хозяйственные постройки, в которых разместился городской молодежный центр и коттедж для семейного отдыха, оранжерея, создан музей истории города Гулбене и замка. Частично восстановлен парк, гидросистема, подготовлены проекты восстановления деревянного моста и скульптур. Интерьер замка соответствует его романтической истории: красиво обработанные деревянные балки, добротная спокойная мебель, большая гостиная с балконом для оркестра, малый каминный зал, коллекция старинных часов.
В общей сложности на все работы было истрачено 5,5 млн латов (8,25 млн долл.) инвестиций, из которых 2 млн латов было возвращено по программе Европейского фонда регионального развития (ERAF). Поддержка Евросоюза -- важное и едва ли не решающее условие, однако для того чтобы ею воспользоваться, нужно было сделать вложения и получить результат. Деньги, которые на это расходуются, владельцы получают от другого бизнеса и не рассчитывают на то, что затраты когда-либо окупятся. «Для того чтобы затраты на реставрацию окупились, нужно 20 лет получать доход по 300 тыс. евро в год, а такого оборота здесь нет, -- говорит управляющий поместьем Янис Лочманс. -- Реальная задача -- выйти на текущую самоокупаемость, чтобы объект содержал сам себя».
Налоговых льгот для инвесторов в историческую недвижимость в Латвии практически нет. «Мы можем лишь уменьшить земельный налог -- с 3% до 1,5», -- говорит мэр Гулбене Николай Степанов. В этом европейская модель существенно отличается от американской: в США практически нет прямой помощи со стороны государства, однако различные специализированные организации содействуют инвесторам в получении дешевых кредитов и разнообразных налоговых льгот и отсрочек.
Несмотря на кризис, владельцы Вецгулбене планируют продолжить реставрацию -- предстоит обустройство обоих дворцов, организация большого музея рода Вольфов, выпуск книги по истории замка. В этой работе они вновь рассчитывают на помощь Евросоюза. Сегодня доверие к латвийским инвесторам со стороны Евросоюза укрепилось, и стало возможным предварительное авансирование проектов в размере 30%.
Тем не менее судьба вецгулбенского поместья -- скорее исключение, чем общее правило. Судьба латвийских замков во многом схожа с участью русских усадеб -- это памятники ушедшей навсегда цивилизации. Поэтому ни потомки, ни девелоперы на них не претендуют. «На территории нашего района находятся 22 замка, из них семь в частной собственности, остальные -- в собственности местных самоуправлений, -- говорит Николай Степанов. -- Некоторые замки уже поменяли нескольких владельцев -- многие берутся, а потом понимают, что не могут потянуть реставрацию».
Неподалеку от Вецгулбене, в местечке Цесвайн, находится еще один замок Вольфов. Прекрасный готический ансамбль расположен в уединенном месте на берегу озера, в окружении идеального ландшафтного парка. Практически готовый отель для рыбаков, охотников и просто любителей красивых ландшафтов нуждается только в одном -- в средствах на реставрацию. Совсем недавно здесь находилась школа, но после сильного пожара для школы при участии того же ERAF было построено специальное здание. Сегодня часть замка занимает музыкальная школа, остальные помещения пустуют и ждут инвесторов.
Между тем совсем неподалеку от Цесвайнского замка хорошо известная в Латвии фирма «Лидо», владеющая сетью оригинальных кафе и ресторанов, построила свой замок -- центр отдыха «Кирсона муйжа» с гостиницей, рестораном, горнолыжным подъемником. В основе сооружения историческая ферма, которую решительные латвийские дизайнеры смело соединили с фантазийным готическим дворцом. При этом архитектура и интерьерные решения нового сооружения несут в себе черты Цесвайнского замка. Так они и соседствуют -- пустующий старый замок и построенный по его мотивам новый... Живое свидетельство того, что, несмотря на всю европомощь, строить заново по-прежнему выгоднее и проще, чем реставрировать.
Кризис не повод для разрухи
Европейская поддержка социальных и культурных проектов в Латвии не прекращается и в период кризиса. В марте этого года на реализацию первой очереди программы по развитию центров национального и регионального значения, которая включает 19 проектов, из фондов софинансирования Евросоюза выделено 53 687 695 латов (более 80 млн долл.). Среди проектов первой очереди реновация инженерно-технической системы и реконструкция инфраструктуры Даугавпилсской крепости, реконструкция центральной улицы Валмиеры, реставрация знаменитого Цесисского замка, архитектурное исследование и создание музейно-туристического центра в церкви Святой Троицы в Елгаве, реновация библиотеки в Айзкраукле, создание библиотеки в бывшем здании городской синагоги в Кулдиге.
Общая сумма финансирования программы составляет 209 216 720 латов (314 млн долл.), из которых государство и самоуправления выделят 15%, а остальные 85% -- ЕС.
Александра ТОЛСТИХИНА