|
|
N°94, 02 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дадим отпор мучителям
«100 футов» на московских экранах
Марни Уотсон (Фамке Янссен) возвращается домой из тюрьмы, где провела два года за убийство собственного мужа-полицейского. Убит он был за дело -- то и дело поколачивал супругу, и если бы она не приняла ответных мер, то сама могла бы погибнуть. Но суд не принял во внимание эти обстоятельства, и поэтому даже у себя дома Марни остается не совсем свободной: ей на ногу прикреплен специальный датчик, который сигнализирует полиции, если она отдаляется от исходной точки более чем на вынесенные в название 100 футов. Но это далеко не самое главное неудобство: куда хуже то, что неупокоенный призрак супруга-мучителя, похоже, не собирается оставлять ее в покое. На стене то и дело проявляется тщательно смываемое кровавое пятно, из подвала доносятся неприятные звуки, а довольно скоро на лице Марни появляются новые синяки -- муженек хоть и умер, но полицейскую выучку и силу удара не потерял.
Существует не всем понятное, но по большому счету абсолютно гурманское удовольствие в том, чтобы посмотреть на большом экране фильм, который в любой другой точке планеты на этом самом экране в принципе никогда не появится, сразу же после появления на свет отправившись в чистилище цифровых домашних видеоносителей. С картиной Эрика Реда как раз такая история: его картина была представлена на нескольких профильных жанровых кинофестивалях, к слову, не самого последнего разбора -- на американском Скримфесте, в испанском Сиджесе, на гамбургском смотре кинофэнтези, но в широкий (если его можно так назвать) прокат вышла только в кинотеатрах Тайваня, Южной Кореи, Филиппин, а теперь вот и у нас. И это замечательно. Во время просмотра «100 футов» приходит понимание, что кинотеатр может быть не только площадкой для демонстрации глобалистских блокбастеров, от которых любителю движущихся изображений невозможно скрыться при всем желании, как бы он ни старался (все равно очередной трансформер, терминатор или ночной сторож музея естественной истории настигнет его рано или поздно и нанесет свой до миллиметра и доллара рассчитанный coup de gras). А в данном случае чуткие органы киноманских чувств различают ни с чем не сравнимый аромат здоровой эксклюзивности. Тем более что в случае со «100 футами» имеет место не только чисто концептуальная радость. Режиссер Эрик Ред -- личность весьма примечательная. Любитель комиксов, кубинских сигар и гимнастики, он в свое время прославился как автор сценария значительных картин в жанре ужасов: сверхкультового «Попутчика» (1986) с Рутгером Хауэром, а также двух фильмов, снятых тогдашней супругой Джеймса Кэмерона (да и самой по себе отменным режиссером) Кэтрин Бигелоу, -- одной из самых нетрадиционных вампирских историй «Почти полная тьма» (1987) и феминистско-полицейского триллера «Вороненая сталь» (1990). Потом в его био- и фильмографии случались события самого разного свойства: от телевизионного, но очень крутого вестерна «Последний изгой» (1993), одного из тех фильмов с Микки Рурком, которых, по общему мнению, вроде бы как не существует по причине того, что грядущий триумфант-рестлер именно тогда якобы «ушел из кино» (ничего подобного!), до весьма неприятного и более чем реального дорожного происшествия, во время которого Ред по причине неосторожного вождения отправил в мир иной нескольких своих потенциальных зрителей; от шикарного хоррора «Части тела» (1991), за который он получил режиссерскую номинацию от американской академии научной фантастики, ужасов и фэнтези до непродолжительного брака с актрисой Тарой Рид. В общем, личность весьма незаурядная -- в принципе при таком жизненном пути он мог уже вообще ничем больше не заниматься. Тем не менее свое призвание он не забросил. Конечно, «100 футов» не самый потрясающий на свете мистический триллер. Отсылки к классике довольно прямолинейны (от Хичкока, скажем, Ред взял разве что имя главной героини, да, пожалуй, само название «100 футов» рифмуется при желании с «39 ступенями»), а наиболее ударный момент -- когда призрак мужа довольно-таки зверским образом изничтожает приятеля Марни и покрывается его кровью, становясь таким образом видимым, -- и вовсе без изменений перекочевал из верхувенского «Невидимки». Да и ограниченная возможность передвижения, вокруг которой закручена основная интрига, используется на экране, мягко говоря, не впервые. Но от фильма все равно веет какой-то удивительной надежностью и добротностью, присущими исключительно кинематографу категории «Б», и все промахи, которые были бы невыносимы в перворазрядных хитах, здесь воспринимаются на ура. И уж конечно невозможно не завопить (пусть не от ужаса, а от фанатского восторга), когда в самом конце злой дух обретает напоследок свое былое земное обличье, и оказывается, что мужем Марни-Янссен был не кто иной, как Майкл Паре. Некоронованный король второсортного кинематографа, некогда чуть было не ставший звездой уровня Брюса Уиллиса (еще до того, как сам Брюс Уиллис стал самим собой), а потом провалившийся в бездонный колодец восхитительной дешевки. При взгляде на его лицо (пусть всего на несколько мгновений) на душе становится легко, радостно и покойно. Не самый лучший комплимент для триллера, но все равно комплимент.
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ