|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Только детские книги читать
Завтра Эраст Фандорин обретет еще одно измерение
В бывшем Детском, а ныне Российском молодежном театре завтра премьера спектакля «Эраст Фандорин». Пьесу по роману «Азазель» написал сам автор вместе со своей женой Эрикой Вороновой. Работа над инсценировкой заняла у него две недели, что, по его собственному признанию, многовато -- за это время он в состоянии сочинить оригинальный текст, так что если альянс с театром продлится, то Акунину будет легче и интереснее сразу сочинять для Фандорина новые, специфически театральные приключения.
Надежды на продолжение вполне основательны. Обе стороны -- автор и театр -- друг другом довольны. Борису Акунину нравится, что в этом театре к его произведению отнеслись без привычной уже постмодернистской иронии. Его давно привлекает идея возрождения простодушного и честного удовольствия от искусства, такого, которое мы все получали в детстве, зачитываясь «Тремя мушкетерами», «Одиссеей капитана Блада» или приключениями Шерлока Холмса. В детстве любая игра -- дело серьезное, требующее полной веры в предлагаемые обстоятельства. Именно эта установка -- на взаправдашнее волнение и искреннее соучастие благородным, романтическим, возвышенным героям -- более всего подходит для спектакля, адресованного в первую очередь юным зрителям.
Возрождение подобных, ставших уже архаическими отношений между автором и публикой для Бориса Акунина важнее, чем удовольствие образованного читателя, вылавливающего в его прозе цитаты и реминисценции. Поэтому и требования автора к театральной постановке были вполне определенными и сознательно старомодными. Например, спектакль должен быть обязательно очень зрелищным, многонаселенным, со сложными спецэффектами, частой сменой декораций, «беготней, стрельбой и потоплением». В одном из интервью Акунин объяснял, что в идеале ему представлялось что-то вроде «Анны Карениной» в сталинском МХАТе.
РАМТ охотно пошел автору навстречу. Постановщик спектакля главный режиссер театра Алексей Бородин увлекся чтением романа примерно так, как этого хотел автор, -- азартно и простодушно. Нашли спонсоров (среди основных «Би Лайн» и Импэксбанк). Театр создал действо, идущее более трех часов. В спектакле заняты 25 артистов, многие из которых играют по несколько ролей. Декорации непростые, место действия меняется 29 раз. Сшито сто исторических костюмов. Парики, бороды, сложный грим. Для тех, кто понимает, -- восхитительная и соблазняющая театральная экзотика, сама по себе уже образующая стиль.
С другой стороны, Фандорин -- это не Том Сойер, спектакль о котором актеры РАМТа тоже играют с удовольствием. Для театральных людей возможность в одной сцене незаметно для зрителя процитировать Чехова, а в другой Достоевского -- вполне естественна. А атмосфера XIX века ими, выученными на пьесах Островского, Гоголя и Грибоедова, освоена с юных лет. Так что, возможно, завтрашний спектакль в случае удачи раскроет публике истинную театральность проекта «Эраст Фандорин».
Алена СОЛНЦЕВА