Время новостей
     N°93, 01 июня 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  01.06.2009
Слишком много авиаторов
Авиакомпании уволят 8% сотрудников
Более 8% работников гражданской авиации России в ближайшее время потеряют работу, сообщил в пятницу заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта («Росавиация») Олег Клим, выступая на коллегии ведомства. Причиной этого он назвал резкое сокращение рынка воздушных перевозок в условиях кризиса. Основные производственные показатели отрасли за период с января по апрель текущего года снизились относительно аналогичного периода в 2008 году более чем на 20%. Согласно ранее опубликованным «Росавиацией» данным за март, пассажирооборот российских авиакомпаний в том месяце был на 22,3% ниже, чем в марте 2008 года. А грузооборот меньше на 22% соответственно. При этом сильнее всего сократился спрос на путешествия по той категории маршрутов, которые традиционно приносят авиакомпаниям наибольшую прибыль, то есть международные. Пассажирооборот на трассах, соединяющих Россию с дальним зарубежьем, в марте 2009 года составил всего 75,8% от уровня, зарегистрированного ровно год назад. Полеты в страны СНГ удержались на отметке 76,9%. Внутри России было выполнено 80% пассажирских авиаперевозок от прошлогоднего показателя.

В складывающихся обстоятельствах авиакомпаниям нужно меньше самолетов и меньше специалистов, обслуживающих крылатые машины. По результатам мониторинга, сообщил г-н Клим, по состоянию на 8 апреля 2009 года среднесписочная численность авиаработников составила 126 968 человек. Из них планируется к увольнению 10 457 человек, что составляет 8,2% от общей численности. Замруководителя «Росавиации» также сообщил, что с ноября 2008 года из гражданской авиации уже уволено 8726 человек (то есть общая численность персонала отрасли сократилась на 6,9%). Правда, немного более четверти уволенных (2327 человек) смогли снова трудоустроиться в авиакомпаниях. 610 специалистов авиакомпаний находятся в отпуске без сохранения заработной платы.

«Росавиация» совместно с авиакомпаниями и аэропортами приняла ряд мер по сохранению, переподготовке и трудоустройству имеющихся кадровых ресурсов, сообщил г-н Клим. Правда, в результате принятых мер, доложил замруководителя «Росавиации», количество переученных авиаработников составило всего 397 человек. Гораздо больше кадров сохранено другим способом -- «переведены в режим неполного рабочего времени по инициативе работодателя». Таких оказалось 5116 человек. Эта мера для кого-то, возможно, гораздо лучше, чем увольнение, но все же по-настоящему не решает проблему безработицы, а скорее лишь маскирует ее.

Примечательно, что еще в начале марта, выступая на коллегии с отчетным докладом за 2008 год и формулируя задачи на год текущий, глава «Росавиации» Геннадий Курзенков говорил не об избытке, а о дефиците персонала в гражданской авиации. Остается нерешенной кадровая проблема. «Особую озабоченность вызывают серьезный недокомплект подготовленного летного состава, недостаточная техническая оснащенность учебных заведений, недостаток воздушных судов и тренажеров, необходимых для обучения курсантов, -- говорил г-н Курзенков тогда. -- ...Идет ежегодное наращивание темпов приема курсантов в учебные заведения гражданской авиации. Однако количество ежегодно выпускаемых из учебных заведений специалистов пока еще не в полной мере удовлетворяет недостаток в кадрах, имеющийся в авиационных предприятиях».

Михаил КУКУШКИН