|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В России за музыку, как за любовь, платить не принято
Мировой рекорд-бизнес переживает кризис: падают продажи альбомов, реструктурируются и «сливаются» компании, расторгаются контракты с коммерчески невыгодными артистами. За последние десятилетия западная рекорд-индустрия испытывала несколько спадов -- в частности, когда «умирал» формат виниловых пластинок, -- но нынешний оказался самым масштабным за всю историю. Считается, что он связан, с одной стороны, с общими проблемами мировой экономики, а также с тем, что люди больше денег стали тратить на новые «игрушки» -- мобильные телефоны, аксессуары для мобил, а также различные электронные и компьютерные игры. В этой ситуации точкой роста считается Россия. Во всяком случае наша страна признается одним из самых динамично развивающихся рынков Восточной Европы. И выражается это, в частности, в том, что открываются новые музыкальные супермаркеты. Например, не так давно открылся «Союз» на Ленинском проспекте. Он занял радикально реконструированное помещение популярного в советское время магазина «Диск». Сейчас на Садовом кольце, близ метро «Курская», строится первый в России магазин сети Virgin Megastore.
Когда говорят о российском рынке музыкальных носителей, обязательно разделяют «пиратский» и «легальный» сегменты рынка. Пиратство -- это такое sine qua non, условие, без которого какой-либо осмысленный разговор о российском рынке невозможен. Легальный рынок звукозаписи в 2001 году выглядит следующим образом (данные предоставлены отделом изучения рынка информационного агентства InterMedia). За прошедший год на российском рынке реализовано 112 миллионов легальных копий (CD плюс кассеты) на сумму свыше 223 миллионов долларов, что на 27 миллионов долларов больше, чем в прошлом году. Россия продолжает оставаться «кассетной державой» -- аудиокассет в 2001 году было реализовано чуть более 100 миллионов 200 тысяч копий, а компакт-дисков -- почти в десять раз меньше, 11 миллионов 350 тысяч копий. Доля отечественного репертуара составила 77%, международного -- 21%, а классики -- 2%. Приметой 2001 года было расширение ассортимента музыкальной продукции, и прежде всего зарубежного репертуара. Аналитики объясняют это возросшей активностью на российском рынке иностранных компаний-мэйджоров, т.е. BMG, EMI, SONY, Warner, Universal, а также независимых компаний и лицензиатов, таких, как SPV (Студия «Союз»), EDEL («Танцевальный Рай»), Fono, CD-Maximum, Irond, «ТМЕ/М.Сигалов» и других. Стабилизация экономического положения и рост реальных доходов населения создали благоприятный фон для расширения спроса на музыкальную продукцию, однако заметного увеличения продаж не произошло. Развитию продаж в легальной части музыкального рынка мешают: высокий уровень пиратства, который в целом по стране составил 65% (в отдельных репертуарных сегментах цифра возрастает до 80--90%), появление новых видов реальных и виртуальных развлечений, значительное снижение цен на перезаписываемые компакт-диски («болванки» CD-R и CD-RW) и устройства для их записи. Еще в ряду причин называется недальновидная позиция ряда фигурантов рынка, которые продолжают играть на понижение.
(«Кириллики» -- узаконенный демпинг
Любому нормальному человеку понятно, что пиратство существует в основном из-за того, что цены на фирменные диски для большинства населения неподъемны. Менее важная причина -- пираты выступают в роли своеобразных дистрибьюторов, распространяя пиратские копии альбомов, которых на легальном рынке вообще нет. Это, например, продукция независимых фирм, у которых в России нет официальной дистрибуции. Так, в интервью сайту jazz.ru руководитель лейбла Knitting Factory Майкл Дорф сказал: «Я не заинтересован в том, чтобы лицензировать производство дешевых версий продукции нашего лейбла в России. Официально я все равно продаю немного, долларов на триста в месяц. Но это дорогой конечный продукт, отражающий качественный, престижный уровень производства Knitting Factory. При этом я в курсе, что часть моей продукции присутствует на рынке в дешевых пиратских версиях, но это неизбежное зло, с которым я не собираюсь бороться. Лицензирование же по тем ценам, которые могут предложить русские лейблы, принесет мне те же 300--500 долларов с одного наименования, а еще надо будет напрягаться, готовить продакшн-мастер и т.п.».
В позапрошлом году некоторые российские филиалы компаний-мэйджоров -- а именно Universal и BMG -- изобрели «прививку» от пиратов, решив играть на их же ценовом поле. Стали выпускать «лицензионные компакт-диски с упрощенным оформлением», на которые была установлена почти «пиратская» цена в полтора доллара. То есть в розницу диск стоил никак не больше 150--170 рублей и мог конкурировать -- из-за качественного оформления и гарантированного отсутствия брака -- с контрафактной продукцией. Специалисты отмечают, что выпускаемые на «кирилликах» альбомы имеют меньше параллельных пиратских аналогов, а сами «кириллики» пиратским образом не перепечатываются вовсе. С другой стороны, многие специалисты видят в «кирилликах» прямую и явную угрозу развитию отечественного музыкального рынка. Пессимизм их связан с двумя предпосылками. Во-первых, не секрет, что и отечественные, и зарубежные компании живут ожиданием того золотого времени, когда благосостояние россиян вырастет настолько, что мы сможем принести в рекорд-бизнес миллионы долларов. Пока же, по остроумному замечанию одного музыкального журналиста, «в России платить за музыку не принято -- у нас либо слушают радио, либо довольствуются телевизором, а уж если что и купят, то сборник хитов какой-нибудь». Хотя ситуация, в которой рекорд-бизнес вдруг внезапно осознает возросшую платежеспособность населения и поднимет цену с полутора долларов до пятнадцати, представляется с трудом.
Цена на «кириллик» низка не из-за какой-то там упрощенной полиграфии -- печать даже толстенного тридцатидвухстраничного буклета обошлась бы в считанные центы. И в самом компакт-диске мало что ценно помимо записанной на нем музыки. «Кириллики» -- своего рода узаконенный демпинг, просто иностранные компании разрешили своим отделениям продавать продукт дешевле мировых цен.
Вторая опасность пиратства -- и демпинга --в том, что в официальную рекорд-индустрию попадает меньше денег, чем необходимо для здорового ее функционирования, не говоря уже о развитии. Беда, конечно, не в том, что какой-то там бизнесмен недополучит денег. Но низкие доходы выливаются в то, что в рекорд-бизнесе оказывается масса «левых» исполнителей, пропихиваемых «за бабки». То есть страдает репертуар. Во всем мире рекорд-бизнес считается отраслью с высокими рисками и нестабильными доходами. По разным данным, соотношение удачных и неудачных музыкальных проектов -- двадцать к одному или десять к одному, в зависимости от компании.
У «кирилликов» же, кстати, обнаружилась определенная коллекционная ценность -- некоторые знакомые иностранцы просят прислать «кириллические» варианты их любимых артистов, расплачиваясь за это полноценной «фирмой» по курсу один к одному.
Страна самобытной культуры
По соотношению отечественного и зарубежного репертуара Россия занимает среди европейских стран исключительное место. Наш слушатель -- самый патриотичный меломан на свете, так как отечественным репертуаром у нас заполнено от 60 до 80% рынка. В прошлом году отечественный репертуар составил около 65% (от консолидированного легального и пиратского объема). В Европе в основном три четверти рынка составляет международный репертуар и только одну четверть -- отечественный. Данные варьируют по странам и сезонам, но в целом картина такова за двумя исключениями: Польша в Восточной Европе и Франция в Западной. В Польше очень мало местных звезд, интерес к ним невысок, и некоторые поляки опасаются, что скоро песен на родном языке не будет вообще. Франция -- единственная западноевропейская страна, которая на законодательном уровне отстаивает преимущество местных (и канадских, то есть вообще франкофонных) поп-звезд перед иностранными (преимущественно англоязычными американцами). Французские законодатели ограничивают количество иностранных песен на радио в пользу франкоязычных произведений.
Александр БЕЛЯЕВ