|
|
N°94, 02 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дымовая завеса
К схватке за табачные акцизы подключаются отраслевые лоббисты
Национальный план по борьбе с коррупцией, объявленный президентом Дмитрием Медведевым, одним из пунктов предусматривает разработку закона, регулирующего лоббистскую деятельность. Закон, который бы провел грань между лоббизмом и коррупцией, пытались написать депутаты Госдумы прежних созывов; депутаты же нынешней Думы ждут внесения законопроекта от администрации президента или правительства. А пока в парламенте ждут закона, который отрегулировал бы механизм, с помощью которого общественные и корпоративные группы могли бы влиять на власть, в преддверии повышения акцизов к схватке готовятся табачные лоббисты.
О повышении ставок акцизов на табачную и алкогольную продукцию темпами, превышающими прогнозируемую инфляцию, заявил в бюджетном послании на 2010--2012 годы Дмитрий Медведев, связав чисто фискальный эффект от роста ставок с задачами охраны здоровья. Это говорит о том, что дискуссия об акцизах вновь обрастет манипуляциями и столкновениями интересов лоббистов и противников отрасли.
Табачные лоббисты -- одни из самых влиятельных, и помериться силами они смогут уже в самые ближайшие дни на конференциях, приуроченных к проводимому Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) 31 мая Всемирному дню без табака. Как уверяют эксперты Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти, подготовившие доклад "Отраслевое лоббирование в Российской Федерации на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники", рассматривать табачные и антитабачные инициативы по увеличению акцизов, запрету рекламы или распространения надо со скидкой на существование «псевдопротивников» отрасли -- политических и общественных деятелей, выдающих себя в публичном поле за противников отрасли, но в реальности так или иначе связанных с компаниями -- производителями товаров «группы риска» и преднамеренно тормозящих принятие ограничивающих отрасль инициатив.
В исследовании приводится пример, когда председатель совета директоров одной очень крупной табачной компании в 2002--2003 годах в составе российской делегации принимал участие в работе Межправительственной рабочей группы по принятию рамочной конвенции по борьбе с табакокурением. В официальных списках он был заявлен в качестве эксперта Министерства сельского хозяйства.
Поэтому основной технологией в лоббизме становится тактика затягивания времени. Для этого инициируется внесение закона, ущемляющего ту или иную отрасль. Над противоречивым законом годами работает в Думе профильный комитет, в результате чего принятие документа откладывается на годы. Такая тактика, в частности, была в свое время использована с законом, запрещавшим рекламу пива. На нем «сидели» два состава Думы.
Наглядный пример затягивания сегодня демонстрируют табачные лоббисты. После того как Россия подписала рамочную конвенцию ВОЗ по борьбе с табаком, наша страна обязана принять соответствующее мировым стандартам антитабачное законодательство. Минздравсоцразвития разработал очень жесткую концепцию мер по ограничению распространения табака. На табачную промышленность будут наложены серьезнейшие ограничения -- и по рекламе, и по акцизам. Каждый год отсрочки введения этих мер измеряется огромными суммами, которые сберегают для себя «табачники», лоббируя отсрочку принятия новых законов.
Хрестоматийным примером затягивания может служить ситуация с борьбой по отстаиванию выгодной системы акцизов в прошлой Думе. После того как ростовскому табачному магнату, депутату Ивану Саввиди удалось в прежней Думе отстоять свой вариант, пролоббировав принятие комбинированной ставки акциза, состоящей из специфической ставки, когда акциз собирается за 1тыс. сигарет, и адвалорной (процентной) ставки от стоимости, акцизы спустя год все-таки были изменены. В результате в стране закрылись десятки фабрик, производящих дешевые сигареты.
Как говорится в исследовании о лоббировании в табачной отрасли, эта отрасль в России имеет уникальные особенности: в частности более чем на 80% представлена иностранным капиталом, что существенно ограничивает ее возможности во взаимоотношениях с профильными органами государственной власти. Финансовые потоки табачных компаний не только находятся под жестким контролем и проходят череду всевозможных внутренних согласований, но и проверяются международными аудиторскими компаниями.
Большинство табачных компаний вынуждено следовать не только российским законам, но и нормам американского и европейского права в контексте детального раскрытия информации при оказании влияния на политических деятелей. Несмотря на небольшое количество крупных игроков табачного рынка, внутриотраслевые противоречия 1990-х годов привели к тому, что на сегодня отраслевые интересы практически не консолидированы в единой отраслевой организации, что, безусловно, влияет на эффективность реализации общих интересов.
Все эти особенности существенно ограничивают возможность продвижения отраслевых интересов в органах государственной власти, заставляя «табачных» специалистов по GR (government relations, связь с органами власти) изобретать изящные стратегии и комбинации.
В настоящее время на табачном рынке России работают порядка 80 табачных предприятий. В отрасли напрямую заняты более 65 тыс. человек. На российском рынке конкурируют две группы производителей: транснациональные корпорации и компании второго эшелона. В первую входят Philip Morris, British American Tobacco, Japan Tobacco International. Компании первого эшелона контролируют более 80% рынка. Ко второй группе относят «Донской табак», «Балканскую звезду», «Нево-табак», «Астру», «Усмань-табак», а также Погарскую, Бийскую и Канскую табачные фабрики. Второй эшелон традиционно специализируется на производстве дешевых марок. Производители табачных изделий заработали в 2008 году 489 млрд рублей.
"Риторика многих бывших табачных лоббистов изменилась"
О специфике российского табачного лоббизма «Времени новостей» рассказал руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел ТОЛСТЫХ.
-- С табачным лобби в нашей стране возникла интересная ситуация: в то время как в других странах табачному лобби противостоят фармацевтические и страховые компании, у нас в прошлые годы «табачникам» не могла противостоять даже Госдума, не говоря уже об отраслевых антилоббистах. Ситуация изменилась с 2006 года, когда два американских миллиардера -- основатель Microsoft Билл Гейтс и мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг, создатель медиаконцерна Bloomberg, пожертвовали 500 млн долл. на борьбу с курением в разных регионах мира, в частности на финансирование антитабачных кампаний в быстроразвивающихся странах: России, Китае и Индии.
В результате бывшие медики-энтузиасты, которые ранее в органах государственной власти воспринимались скорее как маргиналы, получили серьезную финансовую поддержку на осуществление антитабачной пропаганды и профессиональное лоббирование. Так, например, глава Российской антитабачной адвокативной коалиции Кирилл Данишевский, как следует из сообщения официального сайта английского университета Бат (распределяет деньги инициативы Блумберга), получил в конце 2007 года 1092 тыс. долл. на «развитие устойчивых структур для продвижения ратификации РКБТ (рамочной конвенции ВОЗ по борьбе с табаком) и строгого антитабачного регулирования». Очевидно, что с такими деньгами антитабачники могут оказать серьезное противодействие производителям табака.
После прихода в Россию денег американских миллиардеров радикально изменилась риторика многих бывших российских лоббистов табачной отрасли, ставших внезапно антилоббистами. В исследовании "Отраслевое лоббирование в Российской Федерации на примере табачной отрасли: лоббисты, антилоббисты и псевдопротивники" мы проследили такие изменения на примере руководителя Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрия Янина. Получив в 1998 году от компании Philip Morris более 100 тыс. долл. на издание журнала «Впрок», руководитель конфедерации обществ потребителей активно защищал интересы табачных компаний в публичном пространстве. Однако после того, как г-н Янин стал получать гранты от Фонда Блумберга, он изменил свою позицию и сам стал предъявлять требования не к госорганам, а к табачным компаниям.
Лоббировать интересы производителей товаров высокого риска в органах власти в России в 2000-е годы стало практически бесперспективным занятием. Также сегодня крайне осложнен так называемый корпоративный лоббизм, в результате которого от политического решения серьезные бонусы получает лишь одна компания. Это происходит потому, что в нынешних политических реалиях процесс принятия решения проходит череду длительных межведомственных согласований, а итоговое решение -- консенсус между экономическими министерствами, чиновниками из аппарата правительства, администрации президента и руководства фракции «Единая Россия».
Так, серьезный конфликт сопровождал прохождение законопроекта "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и пари" в Госдуме прошлого созыва. Конфликт тогдашнего главы экономического комитета Госдумы Валерия Драганова, который отстаивал законопроект, выгодный крупным игровым сетям, с членом президиума фракции «Единая Россия» Владимиром Пехтиным, который защищал мелких игроков рынка, привел к разбирательству у Дмитрия Медведева в бытность того главой администрации президента. Г-н Медведев принял тогда волевое и единственно правильное решение -- убрать весь игорный бизнес в специально созданные зоны. Тем самым будущий президент спутал карты игорным лоббистам и поддерживающим их политикам.
Не обходят стороной конфликты и табачную отрасль. Получив серьезную финансовую поддержку Фонда Блумберга, антитабачные лоббисты представляют серьезную угрозу для табачной промышленности, так как данных денег вполне хватает на организацию серьезной лоббистской кампании.
Существуют здесь и серьезные межведомственные разногласия. Традиционными сторонниками умеренного ограничения потребления табака в России являются Минсельхоз и Минфин. Их ведомственный интерес понятен: первый ратует за развитие сельского хозяйства, второй -- за пополнение бюджета в финансовый кризис. С другой стороны, активным противником табачной промышленности является Минздравсоцразвития, выступающее за радикальные антитабачные меры. К слову, это министерство тоже значится как грантополучатель на сайте Фонда Блумберга.
Ирина СКЛЯРОВА