|
|
N°93, 01 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кризис электрического прогнозирования
Неуклюжие правила энергорынка переложили на потребителей все риски
Спрос на электроэнергию в России продолжает падать. По данным Системного оператора, за четыре месяца этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он сократился более чем на 6%. Но несмотря на сокращение объемов приобретаемой электроэнергии, затраты потребителей существенно растут. Причина -- правила оптового рынка, принятые в сентябре 2006 года, рассчитанные только на рост потребления. Сегодня в условиях падения спроса эти нормы стали работать против потребителей энергии, вынужденных оплачивать всю мощность, включенную в прогнозный баланс, независимо от ее востребованности на рынке. Расчеты показывают, что сейчас мощность обходится потребителям примерно в 1,6--1,8 раза дороже, чем она стоит на самом деле. При этом генерирующие компании не несут никаких рисков из-за падения спроса, а тарифы на их продукцию растут докризисными темпами.
Правила оптового рынка электроэнергии и мощности разрабатывались еще до кризиса, когда потребление росло на 4% в год. Но уже в 2007 году крупные потребители электроэнергии обращали внимание на начавшееся замедление темпов роста, а также на то, что внедрение энергосберегающих технологий впоследствии может привести к существенному снижению темпов роста потребления. Эти тенденции предлагалось учитывать при разработке Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики и правил оптового рынка. В частности, речь об этом шла на заседании правления Российского союза промышленников и предпринимателей в октябре 2007 года. Однако тогда к потребителям не прислушались. Напротив, им возражали: прогноз энергопотребления, разработанный ведущими энергоструктурами и учеными, конечно, может отличаться на доли процента, но заданный тренд пересмотру не подлежит. Дело в том, что тогда существовала необходимость задорого продать генерирующие активы, и нужно было гарантировать инвесторам (особенно иностранным) возврат средств.
Ошибочность такого подхода проявилась достаточно быстро: в кризис потребление не растет, а падает. В результате энергоемкие производства вынуждены нести колоссальные затраты на электроэнергию -- тарифы устанавливаются вопреки законам рынка и продолжают увеличиваться.
В секторе торговли электроэнергией и мощностью по свободным ценам также наблюдается отсутствие корреляции с рыночными сигналами. Оптовые покупатели электроэнергии и мощности обязаны оплачивать свой пик потребления и резерв мощности для того, чтобы она была в постоянной готовности к выработке энергии в случае роста потребности в ней. Но сейчас, когда спрос упал, мощности не консервируются -- за них взимается плата с потребителей. И в некоторых случаях деньги получают за оборудование, которого на электростанции уже не найти. Платить приходится достаточно дорого. В стране сейчас около 200 ГВт установленной мощности, из них в пик потреблялось не более 150 ГВт, сейчас не более 90 ГВт. Коэффициент резервирования доходит до 2,2. В западных странах, например, он не превышает 17%. Российские сбытовые компании, имеющие статус гарантирующего поставщика, покупают около 56 ГВт мощности, платить при этом они обязаны за 160 МВт, одновременно сталкиваясь с огромными неплатежами потребителей розницы. Последние также переплачивают существенные суммы. Согласно правилам розничного рынка, они не покупают резерв, но оплачивают его через стоимость одного потребленного мегаватта. Если до кризиса предприятие несло нагрузку 1000 МВт, оплачивая ее по ставке 150 руб. за МВт в месяц, то есть 150 тыс. руб., то при снижении нагрузки в два раза оно все равно платит 150 тыс. руб., то есть удельная стоимость мегаватта возрастает в два раза.
Решение проблемы путем перераспределения платежей с малого и среднего бизнеса на крупных промышленных потребителей, предложенное чиновниками, создаст еще один вариант перекрестного субсидирования, усилит проблему неплатежей на розничном и оптовом рынках. Увеличится долговая нагрузка на крупных потребителей, что затрудняет для них реализацию инвестиционных программ и может привести к подрыву их конкурентоспособности в дальнейшем. В этом случае региональные бюджеты и население потеряют больше, чем приобретут.
Пересмотр существующих правил энергорынка, о котором все чаще говорят крупные покупатели электроэнергии, похоже, становится жизненно необходимым. А времени на эту работу, учитывая влияние кризиса на промышленность, становится все меньше.
Сергей СМИРНОВ