|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Копирайт must die, или О новом социализме
Не то чтобы я был жутким сторонником пиратства или каким-то особенным ненавистником авторских прав, но объективное развитие событий нас подталкивает к отмене института авторского права во всем мире. «События» эти -- сверхскоростное развитие медиа-, компьютерных и интернет-технологий. Сколько бы ни боролись с «Напстером» и даже победили его, и концерн BMG его купил -- а вот организовалось огромное количество клонов «Напстера», программ peer to peer («от потребителя к потребителю»), и все тут. Я лично пользуюсь программой Kazaan, которая, кстати, недавно в Голландии, после серии судебных процессов, была признана вполне законной. И как не признать, ведь сама эта штука ничего ниоткуда не берет, она просто соединяет тебя с тем, у кого искомая музыка есть. Причем единственное, что можно было бы инкриминировать напстер-клонам, это втягивание тебя в определенный круг. Можно было бы, если бы не одно «но», -- программа предусматривает опцию, которая закрывает твои файлы от чужого доступа. То есть ты можешь легко брать, сколько душе угодно, ничего не давая взамен. Откуда берется в Интернете эта самая музыка, сканированные обложки и прочая информация для безвозмездного пользования? Почему люди выкладывают ее бесплатно? У меня нет ответа на этот вопрос, и уж тем более я не знаю, как с этим бороться. Хотя можно привести не очень серьезный аргумент: это «новый социализм» с меломанским лицом или, точнее, натуральный обмен, при котором человек открывает доступ всем желающим к своим материалам, делая таким образом авансовый взнос. (Я, например, то закрываю свой архив от скачивания, то открываю. Вчера у меня, к примеру, скачали несколько песен, ну и до кучи -- программу ICQ и фотографию моего ребенка.)
На все это «пиратство на личном уровне» можно было бы и начхать, но оно покидает, точнее, уже покинуло пределы Интернета. В настоящее время большинство музыкальных центров почти всех фирм -- и китайских, и японских, и европейских -- оснащается считывающим устройством для компакт-дисков с МР3, не говоря уже о записываемых (CDR) и перезаписываемых (CDRW) компакт-дисках (раньше hi-fi-системы не читали «саморезные» компакт-диски). Вот я взял фирменный диск у человека, «нарезал» себе -- без потери качества! -- и скачал со специального интернет-сайта обложку, распечатал ее на цветном принтере и получил альбом. Кто я -- пират? Пират, конечно, -- ведь я заплатил только за CD-»болванку», а музыканты и музыкальная индустрия от меня ничего не получили. Конечно, копирование началось не вчера. И тридцать лет назад люди переписывали с пластинок на катушки, а двадцать лет назад -- с пластинок на кассеты, но то были копии, значительно отличающиеся от оригинала по качеству, и в худшую сторону. С развитием цифровых технологий мы имеем дело с точными копиями исходных носителей, и «родной» компакт-диск уже теряет свою оригинальность.
Возник внутренний конфликт системы -- когда закладывались основы того, что мы сейчас называем «объект авторского права», не был учтен фактор технологии. Сейчас подправлять законы, подгонять их под Интернет, под «саморезы» уже нереально -- медийные технологии развиваются настолько стремительно, что законы пришлось бы переписывать каждые полгода. Ни в мире, ни, тем более, в нашей стране, где даже законы о пчеловодстве принимаются с жутким скрипом, это невозможно. У нас же вообще, по-видимому, не понимают, кто пират, а кто нет. Вот ввели акцизную марку, и что получается -- если у тебя достаточно денег, чтобы купить марки и оклеить свой тираж контрафактных носителей, то ты не пират? Так появляются легализовавшиеся пираты -- я знаю как минимум одну такую фирму. Борются с пиратством у нас разовыми акциями, которые не оказывают влияния на процесс. Причем на пиратов вяло реагируют и государственные органы, и сами лейблы -- ну посадили бы в Госдуму своего депутата, что ли... Единственный сделанный шаг в верном направлении -- это изготовление «кирилликов», да и оно лишь оттянуло часть покупателей с рынка пиратской продукции.
Имеющиеся факты наводят на мысль, если не о скором конце копирайта и отмене авторских прав, то о грядущем новом подходе к взаимодействию артистов с индустрией звукозаписи. Может быть, артисты станут получать не потиражные гонорары с каждого проданного альбома, а единовременную зарплату за каждый записанный альбом. И, кстати, в конечном итоге это может оказаться для многих хорошим творческим стимулом.
Артем ЛИПАТОВ, музыкальный критик