|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вашингтон играет в доброго и злого президента
Примирительные слова Картера в адрес Гаваны резко отвергнуты Бушем
В актовом зале Гаванского университета произошло историческое событие -- к кубинской аудитории напрямую и без цензуры с 20-минутной речью на испанском языке обратился экс-президент США Джимми Картер. Его выступление транслировалось в прямом эфире. «США -- самая могущественная страна, и мы должны сделать первый шаг, чтобы улучшить двусторонние отношения и покончить с более чем 40-летним эмбарго», -- без обиняков заявил Картер. Для нормализации отношений он предложил план из трех пунктов, предполагающий снятие ограничений на поездки на Кубу и отмену эмбарго, решение имущественных споров, вызванных национализацией американской собственности после революции 1959 года, использование кубинской диаспоры в США как моста для сближения двух стран.
Картер и Кастро провели дружескую бейсбольную встречу. А между тем заочный спор экс-президента Картера с нынешним президентом Бушем напоминает нешуточный поединок: Картер мягко набрасывает, Буш яростно лупит битой по мячу. В день выступления Картера в Гаване со стороны Белого Дома последовал незамедлительный ответ: президент Буш назвал Кастро «осуществляющим репрессии диктатором» и заверил, что политика США не изменится. За время своего президентства Буш уже дважды рекомендовал ужесточить эмбарго. В понедельник он планирует встретиться во Флориде с лидерами антикастровской диаспоры и объявить о новых карательных мерах в адрес острова, включающих дальнейшие ограничения на поездки, дополнительное финансирование диссидентов, усиленное вещание радио и ТВ-Марти. Дата выбрана не случайно -- ровно сто лет назад, 20 мая 1902 года, войска США, освободившие Кубу от господства Испании, покинули остров и оставили поправку в конституции страны, дающую США право на вмешательство в кубинские внутренние дела (в 1934 году поправка Платта была отменена). Сегодня об ужесточении эмбарго однозначно говорит помощник госсекретаря Отто Рейч, не исключающий из американского внешнеполитического арсенала и другие возможности: «У нас много политических, экономических, дипломатических и военных орудий воздействия».
Эмбарго «не является причиной кубинских экономических проблем», сказал в Гаване Джимми Картер. Он, очевидно, считает, что развитие двусторонних экономических отношений неизбежно приведет к демократизации острова. Эти идеи разделяют и американские экспортеры, уже подсчитавшие, что объем поставок продовольствия на Кубу может достичь миллиарда долларов. Но даже существующие сегодня в рамках «Акта о торговле с врагом» санкции (до 10 лет тюрьмы и 1 млн долл. штрафа) Белому Дому кажутся недостаточными. Буш-младший упорно не хочет последовать примеру отца -- воспользоваться историческим шансом и завалить куриными окорочками своего имени обедневшие закусочные Piu-Piu в Гаване. Напротив, головокружение от успехов в Афганистане заставляет его искать все новые пути давления на власть Кастро. К примеру, высокопоставленные американские дипломаты распространяют на Кубе коротковолновые радиоприемники, чтобы кубинцы могли слушать диссидентское «Радио-Марти» из Майами.
Картер призывает опереться на кубинскую диаспору в США. Однако в действительности самое большое и непреодолимое препятствие в отношениях двух стран -- это не 90 миль между Кубой и Флоридой, а раскол между уехавшими и оставшимися на родине кубинцами. Гавана недаром так настойчиво просила не включать кубинцев в делегацию Картера, ведь самый одиозный противник Кастро в администрации Буша -- это выходец с Кубы Отто Рейч. Гаванская газета Juventud Rebelde тем не менее озаглавила материал о визите Картера вполне сенсационно: «Время менять отношения».
Андрей ЗЛОБИН