«Международная политика на долгосрочную перспективу будет сосредоточена на обладании источниками энергоресурсов, в том числе на Ближнем Востоке, на шельфе Баренцева моря и в других районах Арктики, в бассейне Каспийского моря и в Центральной Азии» -- это цитата из
«Стратегии национальной безопасности России до 2020 года», которую президент Дмитрий Медведев утвердил своим указом 12 мая 2009 года. Проблема Арктики отражается во многих важных государственных документах. В сентябре 2008 года Совет безопасности России принял «Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Этот документ также утвержден президентом России.
«Документ не нов, он развивает и конкретизирует положения предыдущего с таким же названием, принятого правительством России в июне 2001года, -- рассказал «Времени новостей» председатель комитета старших должностных лиц Совета Баренцева евроатлантического региона, представитель России в Арктическом совете, посол по особым поручениям МИД России Антон Васильев. -- Он учитывает такой важный аспект, как изменение климата на Земле, появление новых технологий, возрастание внимания к Арктическому региону в мире».
«Основы государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» ориентированы прежде всего на решение внутренних задач. Главным образом, на хозяйственное освоение Арктики при сохранении ее уникальных экологических систем. В документе обозначены четыре главные задачи России в этом регионе: использование арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, сохранение Арктики как зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем региона, использование Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации.
Говорится в документе и об обеспечении военной безопасности России в Арктике. Речь идет прежде всего об укреплении погранвойск (российская морская граница на Севере составляет около 20 тыс. км), береговой охраны, улучшении общей системы контроля за обстановкой. Россия намерена содержать в Арктике лишь необходимую группировку войск общего назначения. Отвечая на вопрос «Времени новостей», какого именно состава группировка планируется, посол по особым поручениям не стал детализировать. Но сказал, что "создание каких-то специальных арктических войск не предусмотрено". Россия не заинтересована в милитаризации Северного Ледовитого океана. Хотя некоторые СМИ и эксперты уже рассматривают будущую Арктику как возможный театр военных действий.
В конце апреля в норвежском городе Тромсе прошла 6-я сессия Арктического совета. Вторым ярким событием года в "северной дипломатии" будет сессия Совета Баренцева евроатлантического региона в октябре в Мурманске. Оба мероприятия проводятся на уровне министров иностранных дел. Напомним: Арктический совет работает с 1996 года, объединяет восемь приарктических государств, сессии проводит раз в два года. Последняя, пятая по счету, проводилась в российском Салехарде.
Арктический совет на сессии в Тромсе обсудил такие документы-исследования: «Оценка перспектив по нефти и газу» (фолиант занял 2 тыс. страниц), «Оценка перспектив морского судоходства», «Экономика Севера», «Уязвимость и адаптация к изменениям климата в Арктике», обзор по энергетике. На сессии совета Россия получила одобрение нескольких своих инициатив, в том числе по созданию многосторонней системы предотвращения и нейтрализации последствий техногенных катастроф. Кроме того, наши дипломаты предложили развивать проект по созданию панарктической электронной библиотеки -- своеобразной электронной памяти, исторического архива и музея.
По итогам встречи министры -- участники совета подписали декларацию, в которой прописана основная стратегия работы Арктического совета на ближайшие годы. Все рекомендации ученых, политиков и дипломатов будут озвучены на международном саммите, который состоится в Копенгагене в декабре этого года. Арктический совет под председательством Норвегии успешно провел международный Полярный год. В будущем возможно проведение международного полярного десятилетия.
Россия собирается продолжать уточнение границ внешнего континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. В «Основах государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» сказано о необходимости продолжать геолого-физические, гидрографические и картографические работы. Они необходимы при подготовке материалов для дополнительного обоснования заявки России об уточнении границ шельфа, поданной в ООН еще в 2001 году.
Число заявок на уточнение границ внешнего континентального шельфа стремительно растет -- сегодня их рассматривается 22, в том числе всех арктических государств (Россия, Норвегия, Дания, США, Канада). Формально же, пройдя предварительные «фильтры», в Комиссии по шельфу находятся лишь заявки России и Норвегии. Только что, в апреле Норвегия получила, хотя и с некоторыми изъятиями, одобрение на площадь более 250 тыс. кв. км. Но это не означает, подчеркнул г-н Васильев, что Россия отказывается от нынешнего статуса архипелага Шпицберген. По договору 1920 года архипелаг находится под полным суверенитетом Норвегии с одновременным предоставлением всем государствам равных прав хозяйствования на территории Шпицбергена.
Россия претендует на уточнение границ арктического шельфа в рамках площади более 1 млн кв. км. Заявка России получила пока частичное одобрение, однако много вопросов осталось без ответа. Теперь нужно убедить 21 члена Комиссии по шельфу, что участки дна, на которые мы претендуем, имеют континентальную природу -- являются продолжением континента. Это единственный способ доказать свою правоту -- в соответствии со ст. 76 Конвенции ООН по морскому праву.
Это сложная работа -- предстоят новые замеры глубин и картографирование морского дна, изучение его геофизического строения. Эти замеры Россия намерена провести в течение 2009--2010 годов. А в 2011--2015 годах требуется обеспечить международно-правовое оформление внешних границ арктической зоны России. Сокращение ассигнований на эти исследования пока не планируется. Но экономический кризис может внести коррективы. По мнению г-на Васильева, есть все основания полагать, что российская заявка на часть арктического шельфа будет рассмотрена позитивно.
Тем не менее Россию обвиняют в том, что, установив на полюсной точке морского дна свой знак, она претендует и на Северный полюс. Это не заявка на территорию -- так же, как установление американского флага на Луне не является заявкой на территорию этого спутника Земли, говорят российские дипломаты. Это лишь символ возможностей России. «Северный полюс не является территорией России -- это по международным документам зона открытого моря», -- изложил Антон Васильев официальную позицию российских властей.
«Основы государственной политики России в Арктике» ориентируют на дальнейшее сотрудничество нашей страны с приарктическими государствами, с Арктическим советом и Советом Баренцева евроатлантического региона. Речь идет о совместном освоении природных ресурсов, охране природной среды, сохранении флоры и фауны, использовании полярных воздушных маршрутов и Северного морского пути, поддержке малочисленных коренных народов Севера.
Когда арктический лед основательно растает, можно будет использовать Северный морской путь больше месяца в сезон, как сейчас. Один из наиболее острых вопросов -- когда именно это произойдет. Ответ можно будет получить, когда Арктический совет опубликует доклад «Оценка перспектив морского судоходства в Арктике». Речь в докладе пойдет не только о скорости сокращения ледяного покрова, но и о возможных последствиях глобального потепления. Но, как и прогноз погоды, он не будет стопроцентно точен. Ученые, однако, ожидают, что в ближайшие годы Северный морской путь будет открыт для безледокольной проводки уже не один, а два месяца в году.