|
|
N°92, 29 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Амнистия» огласила приговор
Западные правозащитники по-прежнему считают главной проблемой России дело ЮКОСа
Правозащитная организация Amnesty International («Международная амнистия») не увидела никаких существенных сдвигов в положении с правами человека в России за год, прошедший с избрания президентом Дмитрия Медведева. Об этом, выступая вчера в Лондоне на презентации ежегодного доклада «Амнистии», заявила генеральный секретарь этой организации Айрин Кан. По ее словам, цели, которые российский президент поставил при вступлении в должность (в первую очередь борьба за верховенство закона), достигнуты не были. «Как и прежде, преобладает безнаказанность за нарушение прав человека сотрудниками правоохранительных органов, равно как и за нападения на гражданских активистов, журналистов и адвокатов, что препятствует развитию прочного гражданского общества», -- перечислили представители Amnesty International свои претензии к России. Впрочем, судя по обнародованному вчера же совместному обращению к Дмитрию Медведеву крупнейших международных правозащитных НКО (под которым кроме «Международной амнистии» подписались Freedom House, Human Rights Watch и другие известные организации), борцы за права человека считают, что главной проблемой с правами человека в России является дело ЮКОСа. Лишь один абзац этого письма посвящен убийствам журналистов и «других лиц, критиковавших политику правительства», ограничениям независимости гражданского общества и недостаткам уголовного правосудия -- остальная же часть документа посвящена судам над Михаилом Ходорковским, Платоном Лебедевым и положению других фигурантов юкосовского процесса.
Г-жа Кан припомнила тот факт, что год назад президенту России был послан меморандум с требованием разобраться с нарушениями прав человека, однако ответа от г-на Медведева до сих пор не поступило. Посему сейчас «Международная амнистия» направила российскому лидеру аналогичный меморандум, содержание которого сотрудники организации вчера представили российским журналистам на пресс-конференции в Москве. В преамбуле этого 20-страничного открытого письма говорится, что Amnesty International «считает недостаточными те действия, которые предпринимаются для... урегулирования вызывающих обеспокоенность вопросов в области прав человека». Более того, подчеркивают авторы документа, в некоторых областях ситуация ухудшилась.
Говоря о том, что вызвало наибольшую обеспокоенность «Международной амнистии» за истекший год, представитель организации в России Фредерике Бэр также первым делом упомянула процессуальные нарушения в ходе второго процесса над гг. Ходорковским и Лебедевым. Второй процесс, привлекший внимание правозащитников, -- дело, возбужденное в отношении директора музея и общественного центра им. Сахарова Юрия Самодурова и экс-заведующего отделом новейших течений Третьяковской галереи Андрея Ерофеева, «которым предъявлены обвинения только за то, что они организовали выставку современного искусства».
«Продолжается процесс в отношении 50 человек в Кабардино-Балкарии, обвиняемых в преступлениях, связанных с нападением на Нальчик в 2005 году. Задержанные говорят, что их пытали и подвергали жестокому обращению», -- продолжала перечислять Фредерике Бэр. Кроме того, подчеркнула глава российского представительства Amnesty International, в Ингушетии, Дагестане и особенно в Чечне, правозащитники столкнулись с такими нарушениями, с которыми раньше дела не имели. «Например, там сжигают дома тех, чьих родственников подозревают в связях с боевиками», -- утверждает г-жа Бэр. По ее словам, только в начале мая Страсбургский суд вынес около 100 решений по делам о нарушениях прав человека в Чечне.
Кроме того, авторы ежегодного доклада констатируют, что за последний год «во многих регионах РФ часто ущемлялось право на свободу собраний, когда власти запрещали проведение демонстраций, особенно сторонникам политической оппозиции, нередко участников подобных демонстраций задерживали». Продолжаются угрозы в адрес общественных деятелей и нападения на них: в качестве примера того, в каком опасном положении находятся активисты гражданского общества, глава «Международной амнистии» Айрис Кан и ее российские коллеги приводят убийство адвоката Станислава Маркелова и избиение лидера движения «За права человека» Льва Пономарева. В целом же список претензий Amnesty International к России достаточно обширен: от запрета гей-парада в Москве до пятидневного ареста, к которому был приговорен молодежный активист Роман Доброхотов.
«Некоторые заявления доклада носят неоднозначный характер», -- полагает директор Московского бюро по правам человека, член Общественной палаты Александр Брод. В частности, по его мнению, зарубежные правозащитники оставили без внимания необъективное освещение западными СМИ конфликта в Южной Осетии. «Российские журналисты были одними из самых объективных. Но международные правозащитные организации так и не стали критиковать западных журналистов, а уважаемая Amnesty International игнорирует эти факты, видимо, они не соответствуют поставленным задачам», -- подчеркивает директор МБПЧ.
Отметим, что все же авторы меморандума «Международной амнистии» упомянули и некоторые позитивные сдвиги -- например, внесение по инициативе президента Медведева изменений в закон об НКО. К тому же, как заметила на вчерашней пресс-конференции директор программы Amnesty International по Европе и Центральной Азии Никола Дакворт, в ряде аспектов у России есть преимущества, например, перед Соединенными Штатами. «Одним из примеров является смертная казнь, -- пояснила г-жа Дакворт. -- Россия уже давно ввела и соблюдает мораторий на смертную казнь и поэтому с моральной точки зрения находится в благоприятной позиции для того, чтобы поднять этот вопрос с президентом США». Дело в том, что «Международная амнистия» намерена ознакомить Барака Обаму со своими соображениями по поводу России накануне встречи американского президента с его российским коллегой. «Мы также готовы предоставить президенту Медведеву в случае, если мы установим диалог с ним, материалы по проблемам, которые беспокоят нас в США», -- пообещала Никола Дакворт.
Михаил МОШКИН