|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нобелевский заступник
ФСБ нашла неизвестные письма Шолохова
Вчера представители Федеральной службы безопасности России передали в музей-заповедник Михаила Шолохова, что находится в станице Вешенской Ростовской области, семь ранее неизвестных писем писателя. В посланиях, которые больше пятидесяти лет пролежали в архивах ФСБ, нобелевский лауреат заступается за своих репрессированных знакомых и земляков.
Как рассказал газете «Время новостей» начальник управления регистрации и архивных фондов ФСБ России Василий Христофоров, шолоховские письма нашлись случайно. Одна из телекомпаний запросила старые уголовные дела известинца Георгия Астахова и кинодраматурга Сергея Ермолинского. Уроженец Ростовской области Астахов еще до войны был обвинен в том, что является агентом польской разведки, а Ермолинский угодил в список «антисоветской группы работников искусств города Москвы». Прежде чем открыть публике эти архивные дела, чекисты по инструкции принялись просматривать их сами и неожиданно наткнулись на собственноручные послания Михаила Шолохова.
Письма оказались заступническими. Например, в одном из посланий на имя секретаря президиума Верховного совета СССР товарища Горкина нобелевский лауреат ходатайствует о снятии судимости с Сергея Ермолинского. «Со своей стороны заявляю, -- пишет Шолохов, -- что знаю Ермолинского как честного советского человека».
«Дед был большим заступником и написал подобного рода писем, наверное, не меньше, чем литературных произведений, -- заявил газете «Время новостей» внук писателя директор шолоховского музея-заповедника Александр Шолохов. -- Он всячески старался использовать свой авторитет, чтобы спасать ложно обвиненных людей. Так, например, его слово помогло выйти из-под стражи сыну Анны Ахматовой, освободить Андрея Платонова. Дед вступался за руководителей Ростовской области, своих знакомых, земляков, но в то же время нельзя сказать, что заступничество Михаила Шолохова было панацеей от сталинских репрессий. Как-то в разговоре с Лаврентием Берией дед в очередной раз попросил за кого-то, заявив, что ручается за невиновность этого человека головой. На что Берия ответил: «Дорогой Михаил Александрович, врагов у нас много, а голова у вас одна».
Специалисты считают, что в архивах ФСБ по-прежнему таится немало исторических документов, связанных с именем Шолохова. До многих уголовных дел, сфабрикованных по политическим мотивам, к которым подшито заступническое письмо писателя, просто до сих пор не дошли руки. Также не исключено, что где-то в фондах Федеральной службы безопасности хранятся и остатки личного архива Михаила Шолохова.
-- В годы Великой Отечественной войны архив моего деда был эвакуирован из станицы Вешенской вместе с бумагами НКВД, и его до сих пор не могут найти, -- говорит Александр Шолохов. -- Долгое время личный архив Шолохова считался пропавшим, однако есть косвенные свидетельства того, что он все-таки сохранился и рано или поздно будет найден. Например, известна послевоенная фраза Сталина о том, что «Шолохов не умеет хранить письма». Имелись в виду письма самого Сталина, адресованные писателю и хранившиеся в его личном архиве. Скорее всего Сталин знал, где находятся эвакуированные из Вешенской документы. И потом, часть личного дедовского архива уже всплыла. Например, в Пушкинском доме хранится около десятка страниц рукописи «Тихого Дона» как раз из того самого личного архива Михаила Шолохова.
Игорь БУРАКОВ, Ростов-на-Дону