|
|
N°93, 01 июня 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Атмосферное явление
Второе пришествие Юрия Семина в московский «Локомотив», помимо классического сюжета «возвращения к истокам» и естественных опасений, что нельзя войти в одну реку дважды, имеет еще один, вполне современный тренд. В российском футболе, да и в мировом, пожалуй, тоже наступает мода на тренеров, способных создавать в команде замечательную чисто человеческую атмосферу. Именно это качество выделяли хором игроки «Челси» и сборной России в Гусе Хиддинке. Как о хорошем человеке, а не только о способном тренере, говорят и о главном триумфаторе мирового клубного футбола-2009, наставнике «Барселоны» Хосепе Гвардиоле.
В России тоже явно видна тяга к назначениям "атмосферных" тренеров. К лучшим образцам таких тренеров относят Андрея Кобелева в московском «Динамо». Роль «духоподъемного» наставника (а не конструктора некоей новой или возвращения классической для команды старой игры) в «Спартаке» сейчас явно играет Валерий Карпин. Способность сплачивать игроков и интеллигентность ставятся в число главных достоинств нынешнему главному тренеру футбольного клуба «Москва» черногорцу Миодрагу Божовичу. Даже назначение в скромную по финансовым возможностям, амбициям и составу «Томь» Валерия Непомнящего можно было воспринимать скорее с человеческой, а не с профессиональной точки зрения. Непомнящий важнее в «Томи» как человек, способный выстроить отношения, но не игру. В значительной степени «атмосферным» тренером является и Юрий Красножан, ухитряющийся удерживать в премьер-лиге нальчикский «Спартак», ежегодно теряющий лидеров и тоже не располагающий существенными материальными ресурсами для кадрового усиления.
Юрий Семин возвращается не просто в клуб, который стал его домом и совладельцем которого он является. Он возвращается в команду, которая стала жертвой неспособности топ-менеджеров создать человеческую атмосферу. В результате ни Анатолий Бышовец (чьи человеческие достоинства, по общепринятому мнению, как раз сильно уступают тренерским), ни Рашид Рахимов (который по работе с пермским «Амкаром» казался едва ли не самым способным молодым тренером в премьер-лиге, но так и не ужился с порядками в «Локо») не смогли дать результат при наличии очень приличных и, в общем-то, старающихся на поле футболистов.
Семин, считающийся мастером создания доверительных отношений с игроками без тени панибратства, только что блестяще справился с задачей реанимации киевского «Динамо» -- великого, по меркам постсоветского пространства клуба, где откровенное крысятничество во внутрикомандных отношениях долгие годы разъедало игру. Причем футболисты «Динамо», прощавшиеся с наставником чуть ли не со слезами на глазах, постоянно говорили именно о его человеческих достоинствах, об обстановке доверия, которую он создал в команде.
Советский спорт привык к тренерам-диктаторам, лучшие из которых действительно имели талантливые идеи, но при этом ни в грош не ставили личности подопечных, воплощавших эти идеи в победы. Победителей не судили, за проигрыш, напротив, карали строго. Поэтому диктаторская манера наставников, их «силовой» авторитет казались незыблемыми и главными достоинствами.
Но времена изменились. Разумеется, в спорте и сейчас нельзя добиться побед без сочетания таланта и сильного характера. Однако относиться к тем же футболистам как к безликой тупой массе (в духе замечательного персонажа -- наставника омского «Газмяса» из «Нашей Раши») не просто аморально, это просто нерезультативно. Результат может дать только сочетание тренерских идей с нормальной человеческой обстановкой для их реализации. Врагами побед в современном футболе в равной степени являются как подавление воли игроков тренером-тираном, так и дискриминация наставника слишком много возомнившими о себе игроками.
Большие деньги, большие возможности, интенсивность большого спорта, делающая карьеры все более короткими, а конкуренцию все более жесткой, усложнили психологию победителей. Важно не просто «выйти и порвать всех», но еще и оставаться при этом человеком, а в командных видах спорта быть способным к взаимодействию с партнерами: не только игровому, но и чисто человеческому.
Вот почему в современном футболе мы все чаще сталкиваемся с опровержением известного суждения, что «хороший человек -- не профессия». Оказывается, профессия, разумеется, при наличии и других профессиональных достоинств. Так что возвращение Юрия Семина в «Локомотив», вне зависимости от его успешности, несомненно, «атмосферное» явление в отечественном футболе.
Семен Новопрудский