|
|
N°92, 29 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полюс любви
Юбилейный фестиваль искусств в Норильске
Фестиваль с выразительным названием (чем-то вроде оксюморона) «Таймырский кактус» проводится Фондом культурных инициатив Михаила Прохорова в пятый раз. И очевидно, что это один из самых неординарных и мощных по энергетике культурных форумов в регионах России. Именно в Норильске, городе Таймырского полуострова, где десять месяцев в году температура от -50 (зимой) до -10 (как раз во время проведения фестиваля, с 16 по 23 мая), наиболее интенсивно переживание коммуникации по поводу культуры. В городе радикально пуританского жизненного уклада самые благодарные и самые вовлеченные в процесс культурного общения люди. И чувствуя невиданные в столицах внимание и отдачу, гости «Кактуса» работают с таким драйвом, что плавится лед в тундре.
В нынешнем году девиз "Таймырского кактуса" -- «Это Любовь!». По замыслу соучредителя фонда Ирины Прохоровой юбилейный фестиваль продолжил традицию антропологических исследований культуры повседневности, начатую в предыдущие годы такими затейливыми проектами, как, например, «Это модно!» и «Это вкусно!». Программа в честь Любви получилась очень насыщенной. Поэтические чтения с Тимуром Кибировым, Верой Павловой, литературные вечера с Леонидом Юзефовичем, Марией Голованивской сменялись концертами джаза, классической музыки, современным танцем, киносеансами. И все это под аккомпанемент хороших выставок, как, например, артпроект куратора Антонио Джеузы о бескомпромиссной сущности любви «А как же любовь?» с участием звезд российского современного искусства Натальи Турновой, Гора Чахала, Людмилы Горловой... Весь период проведения фестиваля работала книжная ярмарка.
Отдельная тщательно подготовленная программа посвящена детям, их образованию и творчеству. Вера Павлова провела мастер-класс для детской литературной студии Норильска «ЗЗ». Театр из Санкт-Петербурга «Кукольный формат» показал спектакль и организовал мастерскую по созданию кукол. Отличную, как всегда, восхитительно придуманную и смачно сделанную выставку детских работ «Любимые» предложила московская мастерская ДЭЗ №5 (руководитель проекта Михаил Лабазов), пригласив в соучастники школу-интернат №2 Норильска. Огромные куклы и объекты сформованы на деревянном каркасе из кальки, скотча, бумаги, дерматина, тканей. Они материализуют детские мечты о любимых. Некоторые объекты ассоциируются с героями любимых всеми мультфильмов. Каждый объект имеет экспликацию-комментарий. Например, гигантская жареная утка в виде северной юрты с дверкой откомментирована девочкой Златой из интерната №2 как решение проблемы голода в Китае: «Злата отправила жареных уток в виде китов в Китай».
Вашему обозревателю не удалось посетить все события фестиваля, так как визит был ограничен по времени. Но счастье и вкус «заполярной любви» испытаны в полной мере. Компания из участников трех последних фестивальных дней, с которыми посчастливилось провести чудесные дни в Норильске, включала, например, великолепных интерпретаторов средневековой музыки Западной Европы -- санкт-петербургский оркестр Laterna Magica (руководитель Ольга Комок), тончайшего музыканта-исследователя Петра Айду (сменившего на концертном посту фестиваля другого известного музыкального «концептуалиста» Алексея Айги), классика отечественной мультипликации Андрея Хржановского, представившего свой новый фильм о Бродском «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину», режиссера Андрея Сильвестрова, писательницу Светлану Конеген с любимой собачкой Дусей, наконец, Андрея Бартенева, норильца по рождению, прожившего в вечной таймырской мерзлоте до 20 лет. На завершившей фестиваль «Ночи музеев» Андрей устроил шоу -- перфоманс «Пузыри надежды», где счастливо безумствовали все пришедшие на «ночь» в Музей Норильского промышленного района -- и стар и млад. Перфоманс, в котором приглашенные волонтеры, надев яркие надувные костюмы, дефилировали по сцене под улетную музыку, вышел супер. А для сдружившихся между собой гостей Андрей провел специальную экскурсию по Норильску. Благодаря ему и отзывчивым к интересам любознательных гостей сотрудницам Фонда Михаила Прохорова мы знаем теперь о застройке города, которая мистическим почти образом проявляет регулярный план Васильевского острова Санкт-Петербурга (строили ссыльные в советские годы ленинградские архитекторы). О мемориальном комплексе в память массовых захоронений ссыльных на склонах горы Шмидтиха, о театре, в котором играл Смоктуновский и который сделан сегодня с покатой крышей, напоминающей существовавшую когда-то на этом месте огромную катальную горку, о первом доме Норильска -- возведенной в 1921 году избе геолога Николая Урванцева, что стоит теперь за фасадом музея. А когда участники и гости фестиваля всей честной компанией отправились на экскурсию в енисейский порт Дудинка, где в местном музее мы проходили обряд посвящения в таймырцы, Бартенев признался, что именно природа края -- крохотные маленькие деревца на снежных горках, обветренные кружевной вязью сосулек сугробы, солнце, качающееся из стороны в сторону по небу, как метроном в нынешние белые ночи, -- повлияла на «нездешний, уфологический» стиль его творчества.
По возвращении в Москву стало вдруг пронзительно ясно, что география Любви и территория Искусства поистине бесконечны.
Сергей ХАЧАТУРОВ, Норильск--Москва