Время новостей
     N°91, 28 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  28.05.2009
«Мы все-таки крупная страна»
Москва подписалась на облигации МВФ
Россия готова разместить золотовалютные резервы на сумму до 10 млрд долл. в облигациях Международного валютного фонда. Об этом вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин доложил президенту Дмитрию Медведеву поздним вечером во вторник. По стечению обстоятельств, их встреча состоялась практически сразу вслед за беседой г-на Медведева с представителями бизнес-сообщества, где президент в резких выражениях высказался по адресу «отдельных товарищей», которым стоило бы «голову на плечах иметь». За безымянными «товарищами» явно читалась фигура Алексея Кудрина -- именно он в правительстве обычно не стесняется говорить о том, что впереди еще могут быть трудности.

В Кремле, очевидно, считают, что министр финансов слишком часто выступает с алармистских позиций. «Страшилки были, но пока они не сбываются. Конечно, никто из нас не застрахован от всяких вторых и третьих волн кризиса, но тем не менее пока этого не происходит, и не нужно в этом смысле создавать дополнительные проблемы», -- заочно предупредил президент г-на Кудрина, как раз недавно объявившего о вероятности второй волны банковского кризиса.

Однако при очной встрече выяснилось, что у гг. Медведева и Кудрина есть дела поважнее, чем оценки и прогнозы развития кризиса, а именно участие России в глобальных антикризисных программах. Как известно, на состоявшемся 2 апреля в Лондоне саммите «большой двадцатки» было решено направить на поддержку нуждающимся странам более 1 трлн долл., в том числе пополнить на 500 млрд долл. ресурсы Международного валютного фонда. Отвечая в Лондоне на вопрос «Времени новостей» о российском вкладе в эти механизмы, Дмитрий Медведев сказал, что в первую очередь речь идет о взносе в десятимиллиардный антикризисный фонд стран ЕврАзЭС, а также о двусторонних кредитах («как правило», соседним государствам).

Участие России (как и других стран группы БРИК) в пополнении ресурсов МВФ было под большим вопросом и во время лондонского саммита, и позже, когда в Вашингтоне эта тема обсуждалась в рамках регулярных весенних совещаний МВФ и Всемирного банка. К тому времени было известно о планах США и Европейского союза предоставить по 100 млрд долл., а Япония еще раньше выделила фонду кредит в таком размере. На Западе ждали финансовых обещаний от стран БРИК и арабского мира. Впрочем, вернее сказать не «ждали», а требовали таких обещаний. Британский премьер Гордон Браун даже отважился объявить от имени Пекина о предоставлении 40 млрд долл., но китайские власти хладнокровно дезавуировали его слова.

Москва, Пекин, Дели и Бразилиа отказывали давать какие-либо обязательства до тех пор, пока реформа МВФ, предполагающая и изменение акционерных квот, не сдвинется с места. В частности, группу БРИК не устраивали те механизмы, по которым Запад требовал предоставить деньги. Так, США, будучи крупнейшим акционером Международного валютного фонда, решили для себя, что все средства должны вноситься не через пополнение капитала самого МВФ, а в так называемый фонд NAB (от New Arrangements for Borrow; представляет собой набор кредитных линий, открытых группой стран -- членов МВФ преимущественно из числа развитых экономик).

Страны БРИК возможность участвовать в NAB для себя сразу отвергли, поскольку масштабное наполнение этого фонда сделало бы реформирование МВФ неактуальным. При этом та же Москва соглашалась рассмотреть другие механизмы кредитования. Так, в конце апреля г-н Кудрин говорил в Вашингтоне, что для России было бы приемлемо размещать резервы в облигациях МВФ, которые по ликвидности и доходности не уступали обязательствам правительства США и других развитых стран. Однако месяц назад разработка таких инструментов была в зачаточном состоянии -- руководство МВФ под влиянием Вашингтона придерживалось «генеральной линии» на увеличение ресурсов NAB.

Однако за месяц ситуация серьезно изменилась -- осознав, что страны БРИК выступают единым фронтом и твердо не намерены присоединяться к участникам соглашения NAB, фонд активизировал разработку других инструментов. По данным «Времени новостей», будущие обязательства будут представлять собой номинированные в SDR кредитные ноты. Их доходность будет соответствовать рыночной, но рынка самих нот не будет -- ликвидность предполагается обеспечивать обязательством МВФ выкупа нот в любой момент по требованию их держателя. Таким образом, эти бумаги будут соответствовать требованиям, о которых раньше говорил г-н Кудрин.

«Наши консультации с Международным валютным фондом и с нашими коллегами по БРИК позволили нам выработать требования и условия, которые сейчас будут в целом удовлетворены в части качеств тех финансовых инструментов, в которые Россия может вложить средства на время, на период кризиса, -- немного витиевато пояснил позавчера г-н Кудрин президенту Медведеву. -- ...Предварительно мы сейчас в правительстве обсуждаем возможность принятия решения в ближайшее время на вложения наших средств в размере до 10 млрд долл. в облигации Международного валютного фонда. Это средства, которые будет размещать Центральный банк Российской Федерации. Соответствующая надежность, ликвидность и возможность их возвращения соответствует самым надежным ликвидным ценным бумагам, которые сегодня есть на рынках. Соответственно эти средства помогут поддерживать и выдавать кредиты странам, которые сегодня в этом нуждаются».

Сумма в 10 млрд долл., учитывая, что речь идет о совершенно «безопасном» размещении резервов, выглядит довольно скромно как на фоне других стран, так и на фоне той роли, на которую претендует Россия в МВФ. Например, если сравнивать эту сумму с общим объемом «новых» ресурсов для МВФ (500 млрд долл.), то это лишь 2% -- даже меньше, чем квота России в фонде. В то же время, аналогичные суммы готовы предоставить в распоряжение фонда, например, Канада (чья квота больше российской) и Швейцария. Примечательно и то, что Москва первой из стран БРИК объявила не только о своей готовности к использованию нового инструмента, но обозначила и конкретную сумму.

При этом Дмитрий Медведев выразил удовлетворение тем, как идет работа по формированию антикризисного фонда ЕврАзЭС, и тем, что Россия буквально в последние дни оказала помощь Армении на 500 млн долл. и Киргизии на 450 млн долларов.

«Кризис -- тяжелое обстоятельство, тяжелая ситуация, он, конечно, оказывает влияние на все экономики -- и на российскую экономику. В то же время, несмотря на те трудности, которые мы испытываем, мы все-таки крупная страна, у нас есть ряд обязательств, которые мы принимали на себя, в том числе и в рамках клуба двадцати ведущих экономик. И развитие ситуации в этом направлении мне представляется вполне обоснованным. В этом плане использование и приобретение такого рода финансовых инструментов действительно является исполнением тех планов и тех обязанностей, которые мы в определенный период на себя брали», -- резюмировал диалог с министром финансов глава государства.

Андрей ДЕНИСОВ
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис