|
|
N°91, 28 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Перемирие окончено
Пхеньян грозит Сеулу военными мерами
Северокорейское ядерное испытание спровоцировало быстрый рост напряженности в регионе. В ответ на волну мирового возмущения и тревогу соседей Пхеньян делает новые резкие заявления и даже намекает на возможность войны на Корейском полуострове. Вчера Северная Корея пригрозила Югу «мерами по условиям военного времени».
Поводом для демарша стало решение Сеула присоединиться к Инициативе по безопасности в борьбе с распространением ядерного оружия (ИБОР), где главенствующая роль принадлежит США. «Наши революционные силы расценивают присоединение предателей клики Ли Мен Бака (президент Республики Корея. -- Ред.) к ИБОР как объявление войны», -- говорится в заявлении постоянной военной миссии КНДР в демилитаризованной зоне, разделяющей два корейских государства. Вооруженные силы КНДР «более не считают себя связанными с соглашением о военном перемирии», завершившим Корейскую войну 1950--1953 годов, поскольку этот документ оказался «неэффективным». Заодно Пхеньян предупредил, что впредь не сможет гарантировать безопасность передвижения американских и южнокорейских военных кораблей и гражданских судов вдоль западного побережья КНДР.
Впрочем, ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов заметил «Времени новостей», что информацию о выходе КНДР из перемирия рано считать делом решенным: «Фактически северокорейцы хотели сказать, что они имеют право из него выйти. К тому же никто из высших должностных лиц КНДР заявление военной миссии пока не подтвердил».
Разозлившая Пхеньян программа ИБОР была принята в 2003 году, она предусматривает перехват и досмотр самолетов и судов, подозреваемых в тайной перевозке незаконных видов оружия и компонентов ракетных систем. Участниками ИБОР являются 94 государства. О решении подключиться к программе Сеул объявил в апреле после проведенного северянами запуска баллистической ракеты большой дальности, но тогда это решение было отложено в надежде на возобновление диалога с Севером. Похоже, что теперь эти надежды испарились окончательно. Пхеньян неоднократно предупреждал, что участие Сеула в ИБОР будет равнозначно объявлению войны.
Константин Асмолов пояснил, что ИБОР даст право военным США и Южной Кореи без всяких объяснений досматривать северокорейские суда. В Пхеньяне опасаются, что это увеличит угрозу военных провокаций против Северной Кореи. Эксперт полагает, что КНДР вряд ли решится на активные действия с применением оружия, поскольку северокорейский лидер Ким Чен Ир зарекомендовал себя как «хитрый политик, способный длительное время вести свою страну по лезвию бритвы без потери равновесия». Сейчас КНДР добивается лишь одного -- «чтобы ее воспринимали не как страну-изгоя, а равноправного партнера на переговорах».
Обсуждение в стенах Совбеза ООН новой резолюции по Северной Корее показало, что ведущие державы не смогли быстро сформулировать общую позицию. «Эта работа, безусловно, займет какое-то время, потому что материя довольно сложная», -- заметил российский постпред при ООН Виталий Чуркин. Мировое сообщество осудило действия Пхеньяна, но теперь нужно договариваться о конкретных шагах в отношении КНДР, в том числе о санкциях. Вчера южнокорейский президент Ли Мен Бак в телефонном разговоре попросил российского коллегу Дмитрия Медведева «и впредь проявлять особый интерес к этой проблеме», чтобы Совбез «смог быстро принять жесткую резолюцию».
Глава российской дипломатии Сергей Лавров разъяснил позицию Москвы по конкретному содержанию резолюции. Прежде всего Совбез должен «высказаться твердо и разработать такие меры, которые могли бы соответствовать режиму нераспространения ядерного оружия». Во-вторых, нужно «найти пути к созданию условий для возобновления шестисторонних переговоров», хотя это «сложная задача». При этом не следует «срываться в наказание КНДР ради того, чтобы наказать», подчеркнул министр. Накануне Сергей Лавров «в принципиальном плане» обсудил по телефону подготовку резолюции с госсекретарем США Хиллари Клинтон.
Вчера на Смоленскую площадь пригласили посла КНДР в Москве. В сообщении российского МИДа говорится, что в ходе беседы до посла была «вновь доведена серьезная озабоченность российской стороны» в связи с подземным ядерным испытанием, запусками ракет малой дальности и заявлением Пхеньяна о возобновлении ядерных программ. Москва полагает, что возникшая в результате этих действий напряженность в Северо-Восточной Азии «не отвечает интересам ни одного из государств региона и необходимо предпринять безотлагательные меры для ее разрядки».
Борис ЮНАНОВ