|
|
N°91, 28 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Худшее, возможно, позади»
Мировая авиация стала падать медленнее
Падение спроса на воздушные перевозки в глобальном масштабе замедлилось, свидетельствует опубликованный вчера отчет Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) за апрель текущего года. Однако эксперты организации не видят перспектив восстановления отрасли в обозримом будущем.
По данным IATA, в апреле спрос на международные пассажирские авиаперевозки в среднем по миру уменьшился на 3,1% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Эксперты говорят, что для отраслевого бизнеса это гораздо лучше, нежели месяцем раньше, в марте, когда показатель спроса упал сразу на 11,1%.
Однако те же специалисты советуют не надеяться на скорый перелом тенденции. По их словам, показатели апреля отчасти улучшили приходящиеся на этот месяц пасхальные каникулы. В это время года, даже на фоне финансового кризиса, многие люди, видимо, менее готовы отказаться от традиционных путешествий. Но именно поэтому те же пассажиры могут жестче экономить на перелетах в последующие месяцы. Если бы не Пасха, апрельское падение было бы как минимум на два процентных пункта больше, считает IATA. А в мае показатели спада вернутся к двузначным цифрам, ожидают эксперты.
Обнадеживающий знак подает грузовой авиабизнес. В этом секторе спад, кажется, достиг «твердого дна». Уже пятый месяц подряд, включая апрель, относительные показатели объема перевозок тут держатся на одном уровне: примерно на 20% ниже прошлого года.
«Благоприятные тенденции в области спроса, которые мы увидели в апреле, -- это хорошо», -- заявил гендиректор IATA Джованни Бизиньяни. Он, однако, подчеркнул, что 3,1-процентное падение этого показателя все же выше, чем уменьшение провозных мощностей авиакомпаниями за тот же период (2,5%). То есть перевозчики «убирали» лишние самолеты с рынка медленнее, чем сокращался спрос на их услуги. В результате к концу апреля конкуренция компаний за клиента объективно оказалась острее, чем была в начале месяца.
Г-н Бизиньяни также сказал, что рентабельность отрасли не улучшается, тогда как ее доходы падают. То есть предпринимаемые меры по сокращению издержек не успевают за неблагоприятными изменениями конъюнктуры. «И грузовой фрахт все же остается на очень низком уровне», -- добавил гендиректор IATA.
«Худшее, возможно, осталось позади, -- заключил глава отраслевой ассоциации. -- Однако мы еще не видели ни одного признака, что восстановление рынка приближается».
Михаил КУКУШКИН