Свой профессиональный праздник -- День предпринимателя -- двум десяткам бизнесменов посчастливилось отметить вчера в компании президента страны Дмитрия Медведева. Казалось, что приглашение в Барвиху подействовало на них ошеломляюще, во всяком случае их напор и темы выступлений подчас вызывали ошеломление даже у президента. Бизнесмены говорили о разведении свиней в кризис, о технологиях теплопереноса в атомных реакторах, об акцизных марках на вино "Риоха" и даже о необходимости включить существующую с 1942 года фабрику игрушек (видимо, умеющую выпускать и оружие) в список стратегических предприятий.
Один из участников встречи посетовал на то, что его сын не хочет помогать в бизнесе, а желает учиться за границей. Другой пытался заручиться президентской поддержкой при получении кредита в банке. Президент корпорации «Баркли» Леонид Казинец прямо потребовал от Дмитрия Медведева запретить газетам писать, что цены на недвижимость будут падать, и обеспечить его компании возможность застроить 15 подготовленных площадок путем введения для банков с госучастием жесткой квоты на кредитование нового строительства.
Встреча за чаем проходила в непринужденной обстановке, в шатре на лужайке государственной резиденции «Барвиха». Состав участников на первый взгляд вызывал недоумение, впрочем, и на второй тоже. Среди сидевших за столом не было людей, традиционно выступающих от лица бизнеса, -- ни одного руководителя предпринимательских сообществ, ни крупных бизнесменов, ранее известных как олигархи. При этом малый и средний бизнес в этот же день проводил свой форум в Краснодаре, так что его активисты тоже были не в Москве. Некоторые участники встречи честно признались «Времени новостей», что не знают, почему приглашение досталось именно им.
Видимо, из-за хаотичности списка приглашенных и подготовительная работа по выбору общезначимых для бизнеса тем (традиционная в таких случаях) не велась, и выступавшие по большей части говорили о том, что волнует именно их предприятие.
О глобальном говорил лишь глава компании «Тройка Диалог» Рубен Варданян. Он пожаловался, что ученики бизнес-школы «Сколково» сплошь хотят быть чиновниками, а не бизнесменами, и напомнил главе государства о необходимости бороться с инфляцией. На это Дмитрий Медведев вспомнил, что в 1990-е была прямо обратная ситуация, когда никто не хотел идти на госслужбу, и рассказал о замедлении роста цен. Присутствовавшая здесь же министр экономического развития Эльвира Набиуллина привела данные, согласно которым рост инфляции за последний месяц составил 0,7%, а за последнюю неделю 0,1--0,2%. «Так что есть возможность уложиться в 10% по итогам года», -- сказал президент. Правда, признал, что в последующие годы инфляция может снизиться еще существеннее за счет экономического спада -- едва ли Рубен Варданян имел в виду именно такой вариант замедления темпов роста цен.
Впрочем, некоторые жалобы по существу достигли своего результата. Так, Дмитрий Медведев признался, что с самого начала считал систему контроля за оборотом алкоголя ЕГАИС неэффективной: у него «была полная уверенность, что это ничего не даст», и, «к сожалению, так оно и произошло». Вывод, сделанный президентом
в отношении ЕГАИС, можно, впрочем, применить не только к этой системе: «Мы, может быть, и не сильно навредили, но мы создали систему, которая не работает. И это повод призадуматься». Что же касается ЕГАИС, то г-н Медведев пообещал рассмотреть возможность ее отмены. Но с осторожностью отнесся к призывам снижать налоги. «А вы мне дадите гарантию, только не знаю чем, что собираемость налогов не упадет, -- обратился он к собравшимся. -- Нет? И никто ее не даст».
Но самой жесткой критики со стороны главы государства неожиданно удостоилось Министерство финансов. Вначале импортер вина Максим Каширин рассказал, что малые предприятия, работающие на упрощенной системе налогообложения, должны тем не менее вести бухучет на общих основаниях. Так сказано в разъяснительном письме, подписанном главой департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Леонидом Шнейдманом. «Накажем его», -- пообещал президент предпринимателям. И добавил: «Я попрошу наших коллег, руководителей министерства, разобраться с ситуацией, а то это странно. Или одно, или другое. А то это получается -- и на елку влезть, и сами знаете что».
И это еще оказался не самый жесткий словесный удар главы государства по Минфину. Поскольку каждое выступление было так или иначе посвящено кризису, президент счел нужным дать ему свою оценку. «Я считаю, что, несмотря на тяжелый период, который мы сегодня все переживаем, ничего сверхдраматического не произошло. Наоборот, из нескольких сценариев развития кризиса пока в нашей стране все-таки реализуется умеренно негативный», -- сказал г-н Медведев, подводя итоги. И крайне жестко отозвался о тех, кто придерживается более пессимистической точки зрения. «Когда отдельные мои товарищи, в том числе по правительству, говорят о том, что Россия 50 лет не выйдет из кризиса, это неприемлемо. Если так считаешь, то иди работай в другом месте. Языки нужно поумерить», -- заявил Дмитрий Медведев. Хотя он прямо не назвал вице-премьера, министра финансов Алексея Кудрина, намек был достаточно прозрачным. В середине апреля г-н Кудрин заявил: «В ближайшие 10--20--50 лет внешнеэкономические условия не будут такими же благоприятными, как были с 2000 по 2004 год». Г-н Кудрин говорил о том, что цены на нефть непрерывно росли в течение беспрецедентно долгого периода и достигли беспрецедентных высот. Эти его слова другие "товарищи" --представители Компартии -- немедленно интерпретировали в негативном ключе, и, судя по всему, именно с ними, а не с оригиналом ознакомился г-н Медведев.
Впрочем, как сказала корреспонденту "Времени новостей" после встречи президент компании «Новые технологии» Алена Николаева, «если хотя бы 10% из того, что было сказано, реализуется -- значит, мы не зря встречались». Скорее всего, она при этом не имела в виду фабрику игрушек.