Время новостей
     N°85, 16 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.05.2002
В НАТО с Китаем
Москва заключает военный союз с Пекином
Во вторник в российской столице прошло совещание министров обороны стран -- участниц Шанхайской организации содружества (ШОС). Принятое по его итогам коммюнике фактически свидетельствует о появлении нового оборонительного союза. Москва приготовила необычный сюрприз к предстоящим на будущей неделе российско-американскому саммиту и переговорам высшего уровня с НАТО. Одновременно с установлением новых союзнических взаимоотношений с мощнейшими военно-политическими силами Запада Россия умудрилась уравновесить их оформлением отношений сотрудничества в военной области с самой сильной на сегодняшний день державой Востока -- Китаем. Похоже, Владимиру Путину удалось-таки начать реализацию идей, постоянно витавших в Кремле с того самого момента, как распался Советский Союз. Вернуть России вместе со старым имперским символом и заложенный когда-то в него смысл: то есть заново «отрастить» повернутые к Востоку и Западу головы российского орла.

В московских переговорах приняли участие министры обороны пяти «шанхайских» государств -- Казахстана, Киргизии, Китая, России и Таджикистана. Отсутствовал лишь представитель Узбекистана, который, по словам главы российского военного ведомства Сергея Иванова, не смог приехать на встречу со своими коллегами «по объективным причинам». Впрочем, иного и ожидать было трудно: после выхода в 1999 году из Договора о коллективной безопасности (ДКБ) Ташкент демонстративно дистанцируется от каких-либо контактов с Россией в военной области. Три недели назад, во время аналогичных переговоров руководителей пограничных служб ШОС, главный узбекский пограничник точно так же отсутствовал на них «по объективным причинам». Однако проявляемая Ташкентом холодность, похоже, не может помешать Москве наслаждаться своим триумфом. Ведь военное сотрудничество в рамках ШОС всегда интересовало ее главным образом с точки зрения союза с Китаем. Поскольку с тремя остальными «шанхайцами» -- Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном -- у нас и без того налажено теснейшее взаимодействие в военной сфере в рамках ДКБ. Проведенные нынешней весной широкомасштабные учения коалиционных сил быстрого развертывания ДКБ уже подтвердили их достаточно высокую боеготовность. Тем не менее на прошедшем в понедельник в Кремле саммите государств -- участников договора президенты решили продолжить в июне «боевое слаживание» международных контингентов на центральноазиатских полигонах.

Отношения же России с Китаем были до последнего времени куда сложнее. С одной стороны, между Москвой и Пекином заключен «большой договор о вечной дружбе», китайская армия в последние годы является основным потребителем нашего оружия, закупая его у нашего ВПК даже больше, чем сама российская армия, впервые за всю историю взаимоотношений двух стран между ними установлена юридически оформленная линия госграницы. Однако, с другой стороны, контакты в собственно военной области ограничивались до последнего времени лишь «парадными» визитами генеральских делегаций и помощью наших специалистов при обучении «китайских товарищей» обращению с российскими системами вооружения. Строевые части армий двух соседних стран не вступали друг с другом ни в какие прямые контакты со времен «событий на Даманском». Нынешняя московская встреча значительно расширила возможности военного сотрудничества. В коммюнике, под которым стоят подписи министров обороны России Сергея Иванова и Китая Чи Хаотяня, отмечается не только «целесообразность проведения совместных учений», но и предусматривается более продвинутый вариант военной интеграции. «Министры считают, что в целях реализации возникающих совместных задач регионального сотрудничества в области безопасности и обороны необходимо создать постоянно действующий механизм и рабочие органы в рамках ШОС». Таким образом, речь идет о создании некоего коалиционного штаба, который позволил бы в будущем проводить совместные военные операции.

Впрочем, до запланированного на начало июня санкт-петербургского саммита ШОС все договоренности в оборонной области между Москвой, Пекином и «примкнувшими к ним» центральноазиатскими республиками носят лишь предварительный характер. Однако, судя по информации высокопоставленных военных источников газеты «Время новостей», «отказ от подписания вместе с Хартией ШОС такого рода соглашений возможен только со стороны Ташкента, все остальные наши партнеры в равной степени заинтересованы сейчас в перспективном военном сотрудничестве друг с другом». Что же касается самой официальной Москвы, то она сейчас не считает нужным скрывать то, что одновременный прорыв на восточном и западном направлениях является для нее новым этапом реализации давней концепции многополярного мира.

Юрий ГОЛОТЮК