|
|
N°92, 29 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
999-й бензин
Корреспондент "Времени новостей" проверил работу петербургских АЗС
Эксперты ряда общественных организаций Петербурга объединились и устроили рейд по автозаправочным станциям, чтобы собрать пробы для проведения экспресс-анализа качества бензина. В этом рейде участвовал и корреспондент "Времени новостей".
Результаты, которые показал специальный прибор, оставляли желать лучшего. Но юридической силы они не имеют. Впрочем, выяснилось, что государственным надзорным органам не намного легче доказать факт торговли некачественным бензином и наказать виновных.
Рейд организовали представители общественного комитета по защите прав автомобилистов, Всероссийского общества автомобилистов и других профильных некоммерческих объединений. Подготовка шла больше недели -- время и маршрут держались в тайне. Тем не менее произошла "диверсия". Президент Нефтяного клуба Санкт-Петербурга Олег Ашихмин, не участвовавший в этом мероприятии, разослал по офисам топливных компаний письмо с предупреждением о возможном заезде на их АЗС в понедельник независимых экспертов для проверки качества бензина.
Г-н Ашихмин пояснил "Времени новостей", что независимо от его письма проверка общественных организаций качества бензина на АЗС незаконная: "Мы проводим свои проверки качества топлива. У нас тоже есть экспресс-анализ. Но тем прибором, который использовался в этом случае, госструктуры нам пользоваться запрещают. Эта акция скорее всего не борьба за качество бензина, а пиар ряда общественных организаций".
Тем не менее обозначенная в письме Олега Ашихмина угроза общественной экспертизы никого не напугала. И операторы заправок восьми компаний, которые удалось посетить делегатам от потребителей, с удивлением встречали автобус со странными людьми, которые требовали паспорта качества и сертификаты соответствия, а потом наполняли 95-м бензином мерную канистру.
Также стало понятно, что какую бы цель ни преследовали организаторы -- контроль или пиар, результат был. Топливные компании увидели, что к ним в любой момент могут приехать с проверкой не только государственные инспекторы, но и простые люди, не обладающие властью. Ведь представители некоммерческих организаций пообещали проводить такие рейды периодически. Тем более что новый федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного и муниципального контроля (надзора)", вступивший в силу с 1 мая 2009 года, ограничивает государство в количестве проверок юридических лиц.
В большинстве случаев прием представителей общественности был спокойным. Только на АЗС ЛУКОЙЛа оператор порывался вызвать охрану, а на заправке Петербургской топливной компании нам сначала отказались показывать документы. Тем не менее отказаться продать бензин они не смогли. Все остальное было делом техники.
Бензин с АЗС восьми компаний -- ЛУКОЙЛ, SHELL, Neste, Aero, ПТК, "Кириши", "Фаэтон", "Славнефть" -- участники рейда разлили по прозрачным канистрам, с каждой из них были взяты пробы.
Недоливов не было. Удивила разница цвета топлива -- от светло-лимонного до темно-оранжевого. Октановое число всех 95-х тоже разнилось -- от 92,2 до 97,6. А в одном случае прибор упорно в течение многих перепроверок показывал 999, что невозможно в принципе.
За комментариями корреспондент "Времени новостей" обратился к руководителю Северо-Западного межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (СЗМТУ «Ростехрегулирования») Василию Смеречуку. Он сразу же предупредил нас, что хотя показания прибора в семи из восьми случаев и выглядят более или менее объективными, но верить им нельзя: "Исследование бензина очень сложная и дорогостоящая операция. Есть разные методики. Аттестованным лабораториям мы за экспертизу каждой пробы платим 10 тыс. руб. Сейчас мы потратим 80 тыс. на проверку тех проб, которые были взяты сегодня представителями общественных организаций. Они тоже не будут иметь юридической силы. Но дадут мне повод направить своих специалистов на АЗС, чей бензин вызвал наибольшие нарекания".
Поэтому от анализа показаний прибора г-н Смеречук открестился. Пояснив лишь, что октановое число в три девятки могло появиться из-за присутствия в топливе специализированных спиртовых присадок или газолина. Правильный цвет бензина, по его словам, светло-лимонный: "Меня насторожил оранжевый цвет топлива с АЗС ЛУКОЙЛа и SHELL. Я уже позвонил представителям этих компаний. Те меня убедили, что никаких красителей в их продуктах нет. Но, возможно, столь насыщенные цвета определяются какими-то примесями. Ведь сейчас каждая компания придумывает свои присадки -- одни повышают октановое число, другие добавляют вещества, которые чистят двигатель. Самое опасное для мотора -- наличие воды и нестабильного углеводорода. Их признаков я в данных пробах не заметил. Но все покажет анализ".
Василий Смеречук поспешил успокоить петербургских потребителей. Наличие огромного количества топливных компаний в городе сделало их работу более или менее прозрачной. Поэтому если и находятся нарушения, то в основном виноваты операторы АЗС. Причем, по его словам, они уже меньше манипулируют с составом топлива, а больше с его количеством. Доказать недолив практически невозможно -- в 50-литровом баке 45 литров бензина. Почему? Пролил, пока пистолет подносил. А пока контролирующие органы приехали, пятно испарилось.
Правда, глава СЗМТУ «Ростехрегулирования» признался, что привлечь к ответственности за некачественный бензин, когда такие случаи выявляются, не менее сложно, чем за недолив: "Чиновникам запретили "кошмарить бизнес". Но нельзя же доводить этот наказ до попустительства мошенникам, что часто практикуют суды. Все доказательства задокументированы, а судебная власть выносит устное предупреждение. Даже если будет положительное решение суда, государство все равно проигрывает. Проверка одной АЗС обходится стране как минимум в 60 тыс. руб. Раньше с проштрафившейся компании можно было потребовать компенсацию затрат. Но Конституционный суд РФ решил, что это двойное наказание. И теперь мы не можем вернуть деньги в бюджет, потому что штраф составляет не больше 2 тыс. руб. А новый закон о защите юридических лиц еще и связывает нам руки по количеству проверок -- одна АЗС раз в три года".
Правда, сегодня появился и новый механизм проверок. Общественные организации (да и любой человек) имеют право купить бензин и при наличии сомнений обратиться в «Ростехрегулирование» -- это заявление дает инспекторам право навестить заправку.
Автомобилистам же специалисты, участвовавшие в рейде, все как один посоветовали не привязываться к АЗС одной компании и выбирать бензин для своего автомобиля опытным путем. Понравилась заправка? Нет скачков по качеству? Двигатель не дымит, не стучит, чистый? Пользуйтесь ею. На другой заправке той же компании может быть совсем другая история. Недолив, пока за пультом сидит человек, не побороть. Но сейчас уже появились автоматические АЗС, где в работу программ не может вмешаться ни один техник.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург