|
|
N°90, 27 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мегарегулятор новых условий
США реформируют систему финансового контроля
В США продолжается активный процесс усовершенствования системы финансового регулирования, неэффективность которой привела к финансовому кризису. Власти планируют создать мегарегулятор, который станет контролировать весь рынок финансовых услуг, включая ипотеку, кредитные карты и ПИФы. Противники инициативы указывают на то, что нецелесообразно отделять регулирование продуктов от органов, контролирующих поставщиков этих продуктов.
Как сообщает агентство Bloomberg, представители комитета по регулированию рынков капитала (Committee on Capital Markets Regulation) считают необходимым создание единого управления по финансовым услугам США (U.S. Financial Services Authority). Этот орган мог бы выполнять функции, которые в настоящее время принадлежат регуляторам банковских услуг, рынков ценных бумаг и сырьевого сектора. Структура могла бы объединить в себе Федеральную корпорацию по страхованию депозитов (FDIC), комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) и комиссию по срочной фьючерсной торговле сырьевыми товарами (CFTC).
Представители комитета считают, что финансовое регулирование в США должно быть полностью реорганизовано за счет слияния ведомств, увеличения роли Федеральной резервной системы (ФРС), а также повышения акцента на защите инвесторов. Представители комитета подчеркнули, что многие из его рекомендаций были в целом схожи с предложениями, выдвинутыми в эпоху администрации Джорджа Буша.
«Регулятивная структура должна быть полностью реорганизована, чтобы стать более интегрированной и эффективной, -- говорится в сообщении комитета. -- Кризис показал, что наиболее рискованные сферы нашей финансовой системы являются предметом регулирования со стороны множества органов, и это регулирование, к сожалению, продемонстрировало свою неэффективность».
Как сообщила Washington Post, администрация Барака Обамы обсуждает возможность создания нового финансового регулятора, который защитит потребителей любых финансовых продуктов. По словам собеседников издания, полномочия будущего регулятора позволят американскому правительству определять, насколько условия и рекламные обещания огромного количества финансовых продуктов отвечают интересам обычных потребителей. Сейчас полномочия по регулированию рынка потребительских финансовых продуктов распределены между различными правительственными агентствами, которые не считают это направление своей деятельности приоритетным. Более того, есть виды финансовых продуктов, которые вообще не регулируются никакими структурами.
Конгресс США взялся тщательно исследовать деятельность регуляторов, после того как мировые финансовые компании объявили о списаниях и потерях по кредитам на сумму более 1,47 трлн долл. и правительство было вынуждено разработать спасательные программы для банковского сектора.
Главным сторонником радикальных реформ выступает профессор Гарварда Элизабет Уоррен, возглавляющая комиссию конгресса по контролю за расходованием средств из фонда помощи банкам объемом 700 млрд долл. Г-жа Уоррен еще в 2007 году написала статью, в которой призвала правительство усилить работу по защите ипотечных заемщиков, а также потребителей других финансовых продуктов.
Однако многие участники рынка выступают против создания единого регулятора. Организация Financial Services Roundtable («Круглый стол по финансовым услугам»), представляющая интересы крупнейших финансовых институтов, заявила, что было бы ошибкой отделять регулирование финансовых продуктов от регуляторов, контролирующих институты, продающие эти продукты.
Более того, новая инициатива может спровоцировать противоборство между нынешними федеральными службами, такими как SEC, и различными агентствами, регулирующими банковские услуги.
Планы по усовершенствованию финансового надзора разрабатываются и в Европе. В конце февраля рабочая группа во главе с бывшим министром финансов Франции Жаком де Ларозьером предложила создать новые надзорные финансовые организации, которые смогут перерасти в основной регулирующий орган ЕС. Группа рекомендовала Еврокомиссии создать два новых учреждения: Европейскую систему финансового наблюдения для ежедневного контроля за деятельностью финансовых учреждений и Европейский совет по системным рискам, куда войдут представители органов, наблюдающих за деятельностью банков, страховых компаний и бирж. Европейскому центробанку в этой схеме отводится роль наблюдения за общим состоянием экономики, а не за конкретными кредитными организациями.
Николай КОЧЕЛЯГИН