|
|
N°90, 27 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рост, да не тот
Сверхплановое увеличение дефицита бюджета отдалит стабилизацию российской экономики
Дефицит федерального бюджета на 2009 год, запланированный в размере 7,4% ВВП, может быть превышен. Такие опасения уже второй день высказывают представители Министерства финансов. Во вторник, представляя Бюджетное послание, их высказал и президент Дмитрий Медведев. А ведь не прошло и месяца с момента подписания президентом исправленного варианта бюджета на этот год. В связи с этим независимые эксперты предупреждают: на перспективы экономики России более всего влияет именно неясность экономических ориентиров.
При «неблагоприятной макроэкономической обстановке» дефицит федерального бюджета в 2009-м может превысить 9% ВВП, заявила вчера заместитель главы Минфина Оксана Сергиенко на «круглом столе» в Финансовой академии. Она уточнила, что речь идет о размере дефицита с учетом использования средств Фонда национального благосостояния на поддержку банковской системы и экономики, которые впоследствии будут возвращены. Напомним, что в бюджете-2009 заложен дефицит в 8% с учетом использования средств фонда, или 7,4% без учета этих средств.
Днем ранее непосредственный начальник г-жи Сергиенко, вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин также посетовал, что с учетом возникновения «новых вызовов снижения ВВП» дефицит действительно может превысить 7,4%. Эта цифра рассчитывалась исходя из прогноза падения ВВП на 2,2% по итогам года, а при большем его снижении удержать такой дефицит не помогут даже растущие цены на нефть, которые сейчас балансируют вокруг отметки 60 долл. за баррель (в бюджет заложена среднегодовая цена 41 долл.). Естественно, чем сильнее падает ВВП, тем выше по отношению к нему становится дефицит бюджета -- даже без увеличения расходов.
Пока данные статистики подтверждают худшие опасения относительно возможного падения ВВП. Спад экономики в апреле достиг 10,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, а всего за четыре месяца экономика потеряла по сравнению с началом 2008 года 9,8%. Такие цифры привел вчера заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. Несколько утешает, что с учетом сезонности в апреле ВВП по отношению к предыдущему месяцу снижался медленнее, чем в марте -- 0,4% против 0,8%. Возможно, именно это еще оставляет надежду, что экономика упадет не так сильно. «Наши оценки, в которых спад ВВП по итогам текущего года оценивается на уровне 6--8%, являются рабочими. Сейчас мы находимся в процессе уточнения прогноза, потому что он зависит не только от того, что происходит в апреле. Очень важна оценка того, как будут реализованы уже принятые меры и как поведут себя предприятия, в том числе в секторах естественных монополий, как они будут реализовывать свои инвестпрограммы, как будут осуществлять закупки и сможем ли мы при всех текущих условиях увидеть рост банковского кредитования», -- сказал г-н Клепач.
«Дефицит больше 10% ВВП означает еще более быструю трату Резервного фонда», -- говорит Наталия Орлова, главный экономист Альфа-банка. Такое развитие событий будет означать, что правительство не может контролировать расходы и не осознает всех негативных побочных эффектов своего неумения экономить. Разумеется, государству доступны различные источники покрытия дефицита, кроме накопленных запасов: «Возможен вариант с выходом на внешний рынок заимствований, который позволит увеличить золотовалютные резервы, но, к сожалению, это может обойтись нам весьма дорого».
Впрочем, не лучшим представляется и вариант с наращиванием внутреннего долга, что может показаться интересным российским банкам, получающим в таком случае весьма надежный инструмент размещения денег. Но вполне вероятна ситуация, когда для вложения средств в государственные ценные бумаги банки будут обращаться за дополнительным финансированием к Центробанку, и таким образом получится замкнутый круг. Хуже этого могут быть только прямые кредиты ЦБ Минфину, как в 90-е годы.
Игорь Николаев, директор департамента стратегического анализа компании ФБК, согласен, что при условии сохранения действующих тенденций Резервного фонда может не хватить даже на 2010 год. «Надеяться на дальнейшее повышение цен на нефть не стоит. Кроме нашего желания, есть еще и объективный фактор спроса со стороны мировой экономики, которая впервые с послевоенного десятилетия уйдет в минус», -- указывает эксперт. В таком случае, безусловно, для покрытия дефицита бюджета придется обращаться к заимствованиям.
Г-н Николаев надеется, что правительство не станет прибегать к дальнейшей сознательной девальвации национальной валюты. Стоит напомнить, что ранее Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов, оговаривалась, что именно девальвация может позволить немного поэкономить средства Резервного фонда. «Если что-то изменится (в соотношении рубль-доллар. -- Ред.), то, может быть, его (Резервного фонда. -- Ред.) еще надолго хватит», -- сказала она месяц назад.
«В любом случае есть серьезный риск второй волны девальвации, -- признает Игорь Николаев. -- Но это будет очень дорогой ценой для экономики ради исполнения бюджета». Эксперт уверен, что сейчас именно «неясность экономических установок», разночтения, пересмотр и принятие запаздывающих прогнозов более всего вредят экономике: «Бизнес предпочитает переждать нестабильность, затаиться, тем самым еще более замедляя процесс стабилизации и выхода из кризиса».
Юлия МИРОНОВА