|
|
N°90, 27 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Этот год будет последним...»
Россияне отдыхают реже, скромнее, но дольше
Ассоциация туроператоров России (АТОР) вчера констатировала, что ее прогнозы по поводу спада в российской индустрии путешествий оказались обоснованными. Одновременно профессионалы предупредили клиентов, что цены на рынке достигли минимума, массового сброса «горящих» путевок в ближайшие недели и месяцы ожидать не стоит.
Владимир Каганер, генеральный директор «Тез тур», сказал на вчерашней пресс-конференции: «В начале года мы считали, что если падение рынка удержится в пределах 20% по сравнению с прошлым годом, то все еще не так плохо». В реальности популярность разных направлений выездного туризма из России изменилась по-разному. Поэтому, оговорился, г-н Каганер, ему трудно назвать среднюю цифру, которая характеризовала бы состояние сразу всех географических и ценовых сегментов рынка.
Для массовых «пляжных» направлений (т.е. Турции и Египта) в марте--мае 2009 года он оценил сокращение количества отдыхающих в 25% по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года. Г-н Каганер считает, что в общем события развиваются в рамках умеренно-пессимистического сценария, который, согласно АТОР, и есть оптимальный из возможных. Большие надежды гендиректор «Тез тур» связывает со школьниками и студентами, которые как раз в июне должны массово уйти на каникулы и поправить собой туристическую статистику.
Согласно отчетным данным Федерального агентства по туризму («Ростуризм»), за весь 2008 год Турцию с «развлекательно-рекреационными целями» посетили 2,212 млн российских граждан, а Египет -- 1,255 млн наших соотечественников. Всего за рубежом в том году побывали 11,313 туристов из России. Что означало 21-процентный рост показателей по сравнению с предыдущим, 2007 годом.
Такому успеху не суждено повториться. Некоторые участники АТОР оценили ситуацию еще тревожнее, чем г-н Каганер. Светлана Дроздова, заместитель гендиректора московского офиса компании «Нева», отметила, что ее фирма много занимается экскурсионными маршрутами по Европе. Начиная с февраля, по ее словам, спрос на подобные туры, включающие перевозку самолетом (т.е. относительно более дорогие и комфортабельные), упал на 30% по сравнению с весной 2008 года. Правда, отметила г-жа Дроздова, одновременно на 15% увеличилась популярность более дешевой «экскурсионки» -- автобусной. То есть примерно половина «потерянных» клиентов не отказались от загранпутешествий совсем, но перешли в другую рыночную категорию.
Сходную тенденцию обнаружил г-н Каганер в своем сегменте рынка. «Мы констатируем появление спроса по Турции на отели класса 2--3 звезды, которые в прошлом году пользовались малой популярностью, -- сказал он. -- В этом сезоне многие россияне вместо 5-звездочных отелей бронируют более экономные и недорогие «трехзвездочники».
Кроме того, по его словам, россияне стали просто реже отдыхать за рубежом. Если до кризиса для многих семей было привычным выезжать не менее двух раз в год (зимой и летом), теперь многие скорее всего смогут позволить себе только один заграничный отпуск. Зато он, вероятно, станет более долгим, прогнозирует г-н Каганер.
Представители АТОР постарались донести до собравшихся журналистов (а через них -- до рынка в целом) мысль о том, что выжидательная стратегия в организации этого единственного летнего отпуска более не обещает быть плодотворной. По словам гг. Дроздовой и Каганера, цены путевок во всех сегментах отрасли уже достигли экономически разумного минимума. Поэтому дальнейшего снижения ожидать не стоит, не будет и «горящих» распродаж. Во всяком случае, если ситуация на рынке выездного туризма и дальше останется в рамках «умеренно-пессимистического сценария».
Гораздо мрачнее профессионалы смотрят на рынок отдыха внутри России. Первый вице-президент АТОР Владимир Канторович сказал, что не понимает позицию музеев и других достопримечательностей в городах Золотого кольца, поднимающих цены, невзирая на общую экономическую конъюнктуру в стране. О будущем внутреннего экскурсионного туризма г-н Канторович высказался резко: «При такой тенденции этот год будет последним».
Михаил КУКУШКИН