Время новостей
     N°89, 26 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.05.2009
Правительство играет овертайм
Бюджет-2010 будет готов не раньше 1 октября
На вчерашнем заседании президиума правительства было решено передвинуть сроки внесения в Госдуму бюджета-2010 на 1 октября. Хотя изначально крайним сроком считалось 26 августа.

Премьер-министр Владимир Путин на заседании президиума правительства напомнил, что его кабинет всегда был аккуратен в сроках. «Однако в настоящее время ситуация на мировых рынках и в российской экономике меняется очень быстро и сложнопредсказуемо. И хотя есть даже некоторый рост нефтяных котировок, некоторое улучшение на отечественном рынке труда, все же риски остаются», -- охарактеризовал он текущий момент. «Министерство экономического развития просит дополнительное время для анализа, сбора дополнительной информации, чтобы разработать надежный и достоверный прогноз. Считаю это обоснованным. И необходимо в этом году установить более поздний срок внесения бюджета (по плану это 26 августа) -- до 1 октября», -- заявил премьер.

Однако эта отсрочка не должна повергнуть правительство в летаргический сон. Чтобы преподнести шефу «качественный и реалистичный финансовый план», министр финансов Алексей Кудрин готов сегодня трудиться не покладая рук. Он сообщил, что уже в конце июня в правительство будут внесены основные параметры бюджета: расходы, доходы, дефицит, приоритеты на 2010 год. Министерство экономического развития обещает не отставать от Минфина и чуть раньше все-таки предложит «близкий к реалистичному», то есть уточненный сценарий развития экономики на 2010--2012 годы. Правда, после уточнения и первых бюджетных примерок глава Минфина допускает, что в августе-сентябре может быть еще один этап примерок.

По логике правительства, лучше получить правдивые макроэкономические ориентиры к концу года, чем псевдопессимистичный или, наоборот, излишне оптимистичный бюджет к началу осени. Пока же премьер Путин время от времени только с какой-то несказанной печалью замечает на всевозможных заседаниях своего кабинета: «Надеюсь, улучшение происходит и благодаря нашим усилиям» или «Мы все-таки (здесь он тяжело вздохнул. -- Ред.) способны снизить нагрузку на граждан».

Об одной из таких «удач» -- о налоговой реформе -- г-н Путин говорил вчера особенно подробно. По его мнению, в этой сфере в момент кризиса правительство повело себя очень смело и снизило налоговую нагрузку на бизнес на 700 млрд руб. Но далее премьер никак не мог определиться-- то ли оставаться налоговым либералом, то ли все-таки жестким фискалом-государственником. Решил попробовать и то и другое одновременно. «Нужно продолжить совершенствование налогового администрирования, ликвидировать уже известные схемы уклонения от налогов, которые, кстати, становятся все изощреннее в последнее время. Конечно, мы будем продолжать проводить либеральную экономическую политику, однако либерализм и жульничество -- это далеко не одно и то же. Назрела необходимость решения таких застарелых вопросов, как налоговый контроль за использованием трансфертных цен, закрытие разного рода офшоров, используемых при незаконной минимизации налогов», -- заявил г-н Путин.

Тут он вспомнил, что в кризис все-таки полезнее налоговый либерализм, а не доминирование фискальной составляющей, и прибавил с сомнением: «Вопрос дальнейшей оптимизации налоговой системы с повестки дня, конечно, не снимается». Чем несказанно порадовал как минимум одного подчиненного -- Алексея Кудрина. Последний после заседания президиума правительства мог праздновать аппаратную победу: представленные его ведомством основные направления налоговой политики на 2010--2012 годы были одобрены. И в них по обыкновению ничего судьбоносного, кроме повышения в 2011 году единого социального налога после его расщепления на страховые взносы в 2010-м. И никаких надежд бизнеса на адекватное снижение иных налогов.

Г-н Кудрин в разговоре с журналистами, правда, сказал, что Минфин получил поручение «подработать» вопрос об индексации НДПИ на газ с 2010 года и «возможность» компенсации роста налоговой нагрузки в связи с увеличением страховых взносов. Однако главный финансист страны дал понять, что сейчас он готов обсуждать это снижение лишь гипотетически.

Вера КУЗНЕЦОВА
//  читайте тему  //  Россия и финансовый кризис