|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Долговая яма гражданам не грозит
Законопроект о несостоятельности (банкротстве) собрал ко второму чтению огромное количество поправок -- около 3,5 тысячи. Больше поправок подают, по словам председателя комитета по собственности Виктора Плескачевского, как правило, только при рассмотрении федерального бюджета. Впрочем, интерес к законопроекту, который замглавы Федеральной службы по финансовому оздоровления (ФСФО) Анатолий Собиневский несколько пафосно назвал «конституцией экономики», закономерен.
Профильный комитет по собственности планирует вынести законопроект на рассмотрение Думы в середине июня. Чтобы успеть с рассмотрением всех поправок, члены комитета по собственности даже намерены отказаться от традиционного общения с народом в своих избирательных округах. По оценкам г-на Плескачевского, текст законопроекта по сравнению с первым чтением изменился процентов на 30 и в нем появилось несколько «новаций».
По действующему законодательству при банкротстве предприятия свою долю прежде всего получает государство, но при этом оно может голосовать лишь на первом собрании должников. Теперь государство приравнено ко всем остальным должникам. Законопроект вводит также новый механизм ответственности арбитражных управляющих. Во-первых, каждый управляющий обязан страховать гражданскую ответственность. На какую сумму, это его личное дело, но от размера страховки будет зависеть доступ к крупным банкротствам. Во-вторых, саморегулируемые организации (СРО), без членства в которых нельзя работать арбитражным управляющим, обязаны будут иметь коллективную страховку. Против этого, кстати, решительно возражает Российский союз промышленников и предпринимателей. По его предложению, надо значительно увеличить минимальную сумму страховки личной ответственности, но СРО не должны отвечать за своих членов.
У РСПП вообще немало претензий к подготовленному МЭРТ проекту. Правда, г-н Плескачевский уверен, что доработанный ко второму чтению проект удовлетворит всех. Но на всякий случай комитет намерен уже на следующей неделе провести «круглый стол» с РСПП, чтобы согласовать позиции.
Много критики вызывала глава закона, посвященная банкротству граждан. По словам оппонентов, нет такого человека, к которому нельзя было бы применить эти нормы. Законодатели, по словам г-на Плескачевского, приняли решение сделать этот раздел декларативным. На практике он будет применяться только после внесения соответствующих изменений в Семейный и Трудовой кодексы. Аналогичная судьба ожидает статью, посвященную банкротствам естественных монополий. Она начнет работать лишь с 2005 года. К этому времени, по оценкам МЭРТ, завершатся структурные реформы.
По словам г-на Плескачевского, значительно лучше прописаны особенности банкротства отдельных категорий предприятий -- таких, как градообразующие, оборонные и сельскохозяйственные. Например, для последних процесс банкротства откладывается на период производства и реализации своей продукции.
Впрочем, как самокритично признал представитель МЭРТ г-н Маслов, насколько закон окажется хорошим, будет ясно в процессе его применения.
Вера СИТНИНA