Время новостей
     N°85, 16 мая 2002 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  16.05.2002
Аграрный шпионаж
Зерновики взялись за сбор инсайда
Пока проект закона об инсайдерской информации бродит по коридорам Госдумы, участники некоторых рынков активно взялись за официальный сбор информации о внутренних событиях у конкурентов. В понедельник на одном из самых посещаемых сайтов, посвященных зерновому рынку, было опубликовано объявление о приглашении к сотрудничеству «инсайдеров-информаторов из крупных агрохолдингов». Владельцы ресурса уверяют, что речь идет лишь о «маркетинговом ходе», в агрохолдингах же говорят о беспрецедентном нарушении цивилизованных правил ведения бизнеса.

Вечером в понедельник на сайте интернет-биржи «Зерно-Он-Лайн» появилось объявление: «Приглашаем инсайдеров-информаторов из следующих агрохолдингов: «Агрос» (аграрная «дочка» холдинга «Интеррос». -- Ред.), «Разгуляй», ОГО, «Стойленская нива», «Русагрокапитал», «Русагро», «Юг Руси» и других компаний, анонимность источника гарантируем». Все перечисленные компании являются крупнейшими игроками аграрного рынка, активно развиваются и инвестируют в сельское хозяйство. «Нас интересовала любая внутренняя информация из компаний: проекты, планируемые инвестиции, сведения о финансовом состоянии, -- заявил газете «Время новостей» координатор проекта «Зерно-Он-Лайн» Александр Хейфец. -- Конечно, присутствует игра слов: термин «инсайд» относится к публичным компаниям, а у нас таких в аграрном секторе нет».

Агрохолдинги, сотрудникам которых предложено делиться информацией (совершенно безвозмездно, по словам г-на Хейфеца), отреагировали уже вчера утром. Холдинг «Русагрокапитал» (владеющий, кстати, конкурирующим интернет-проектом «МТС-Зерно») распространил открытый протест против действий «Зерно-Он-Лайн»: «Призыв отбрасывает наш сельхозрынок в эпоху ранних постсоветских времен, эпоху хаоса, лжи, взяточничества, неуважения к деловым партнерам. Он создает множество новых проблем российским зерновым компаниям, серьезно работающим на рынке».

Впрочем, г-н Хейфец уверяет, что выполнял обратную задачу. «Это было предложение сделать аграрный рынок более открытым и прозрачным, -- говорит он. -- И информацию уже начали присылать -- мы получили уже три сообщения, в основном с региональных заводов, входящих в эти холдинги. У нас на сайте есть «черный список зернового рынка», который каждый может пополнить. Это фактически тот же «черный список», только с другим названием. Это маркетинговый ход».

Но участники рынка уверены в обратном. В российском законодательстве нет понятия «инсайдерская информация», так что возмутившиеся компании апеллируют пока только к морали. «Нас поразил такой откровенный призыв к «сливанию» информации о деятельности своей и конкурирующих компаний, обращенный к сотрудникам агропромышленных холдингов, -- заявила газете «Время новостей» замгендиректора по связям с общественностью ГК «Русагро» Ольга Дашевская. -- Говорить об этике бизнеса в данной ситуации -- все равно, что заставлять безграмотного читать».

Впрочем, не очень понятно, кто из сотрудников крупных компаний рискнет разглашать подобную информацию. «В российском законодательстве есть такие понятия, как коммерческая, банковская тайна, информация для служебного пользования, секретная информация, -- прокомментировал ситуацию газете «Время новостей» известный юрист, специализирующийся на корпоративном праве. -- Разглашение такой информации будет носить, естественно, противозаконный характер. Информация о планируемых сделках, инвестициях, закрытая информация о финансовом состоянии, как правило, относится к коммерческой тайне, за разглашение которой возможна гражданско-правовая и уголовная ответственность (ст. 168 УК)».

Похоже, именно на юридическую грамотность своих сотрудников в холдингах пока и надеются. «Вряд ли они найдут информаторов, -- заявил нам начальник отдела продаж «ОГО» Виктор Сиденин. -- Информация открыта, а все остальное -- сплетни. Каждый сотрудник при приеме на работу подписывает договор, в котором есть пункт о неразглашении коммерческой информации, так что если «инсайдеры» будут выявлены, меры будет принимать руководство».

Анфиса ВОРОНИНА