|
|
N°89, 26 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Протест на табло
ЦСКА показательно разгромил «Химки» и стал чемпионом России
Четвертый матч суперфинальной серии мужского чемпионата между «Химками» и ЦСКА завершился разгромом подмосковного клуба -- 78:45 в пользу «красно-синих» и 3--1 в серии. Обладателями российского «золота» армейцы стали в 16-й раз. Их вчерашняя безоговорочная победа и горящий на табло крупный счет оказались лучшим протестом на результат предыдущей встречи. То, чего не добился ЦСКА в понедельник утром в стенах национальной федерации баскетбола, было сделано вечером на площадке.
Игра, прошедшая с колоссальным перевесом победителей, вряд ли заслуживает даже минимального описания. Куда увлекательнее события, предшествовавшие этому матчу. Через 50 минут по окончании третьего противостояния (67:66 в пользу «Химок») ЦСКА подал вполне обоснованный протест на результат игры. Руководство армейцев обращало внимание департамента по проведению чемпионата России не на конкретные решения полевых арбитров (Александр Горшков, Василий Галкин, Сергей Михайлов), а главным образом на грубейшие нарушения правил баскетбола, допущенные судейским столиком и комиссаром встречи.
Совершенный литовцем Рамунасом Шишкаускасом за три секунды до сирены фол на владеющем мячом аргентинском легионере «Химок» Карлосе Дельфино был четвертым командным нарушением ЦСКА в этом периоде, поэтому наказываться штрафными бросками никак не мог (пробиваются все фолы, начиная с пятого). В принципе этот момент в его неправильной трактовке на самом деле был в пользу ЦСКА, так как «красно-синие» после одного промаха и одного забитого мяча Дельфино со штрафных (счет изменился с 66:64 на 67:64 в пользу хозяев) получили теоретическую возможность спасти встречу и перевести игру в овертайм. Если бы химчане выбрасывали мяч из-за боковой линии, то наверняка им не составило бы труда продержать игровой снаряд в течение трех секунд.
Но в том-то и дело, что ЦСКА в своем протесте делал акцент не на то, в чью пользу были те или иные ошибки комиссара и столика, а добивался торжества здравого смысла. Если матч испорчен массой нарушений правил в течение нескольких секунд, то он должен быть переигран. Вполне логично. Второй пункт протеста москвичей касался исчезнувшего времени. За 0,9 сек. до сирены судьи зафиксировали фол химчанина Паласио на Шишкаускасе, пытавшемся атаковать кольцо подмосковного клуба с середины площадки. И не суть важно, ударил Паласио литовца по рукам до попытки совершить трехочковое попадание или уже в процессе броска. Это вопрос субъективной оценки арбитров. В любом случае после нарушения до окончания игры должно было оставаться какое-то время, пусть даже несколько десятых секунды. Однако как только Шишкаускас забил второй штрафной, мяч у него отобрали, и встреча была официально закончена. Сам прибалт после признался, что судья, вручая мяч, сказал ему о трех бросках.
Между ударом по рукам Шишкаускасу и исполнением штрафных был еще и технический фол наставнику «Химок» Серджио Скариоло, показанный Михайловым. Данное нарушение вконец распоясавшегося итальянца исчезло со скрижалей истории. По официальной версии, потому что было совершено уже по истечении времени. Пропажа почти целой секунды департаментом РФБ при вчерашнем утреннем рассмотрении протеста ЦСКА была объяснена «человеческим фактором» и «несовершенством технического оборудования». Работа старшего арбитра Горшкова, комиссара матча Ефима Рессера, а также судьи-секундометриста и судьи основного протокола признана неудовлетворительной. Все они были отстранены от участия в обслуживании четвертой игры.
Как и год назад, при рассмотрении ошибки никому не известного секундометриста на матче «Триумф» -- «Динамо» (он, кстати, был переигран) козлом отпущения опять сделали объективно сильнейшего российского арбитра последнего десятилетия Александра Горшкова. Этот служитель Фемиды из Иванова работал на Олимпиадах, чемпионатах мира и Европы, более чем достойно представляя российский судейский корпус на международной арене. Но бесконфликтному Горшкову просто хронически не везет: из-за ошибок столика, комиссара он снова попал в число наказанных, хотя сам ни в чем не виноват. Произошло примерно то же самое, что и с футбольным арбитром Гвардисом, который вдруг оказался крайним в переборе легионеров питерским «Зенитом». Попутно возникает вопрос: а почему на матч «золотой» серии комиссаром назначается гражданин Германии Ефим Рессер? Да, он воспитанник советской и российской судейской школы, однако в середине 1990-х эмигрировал на немецкую землю. Работа иностранных комиссаров нигде в нашем регламенте не оговорена.
На самом деле если бы этого скандала с ляпами комиссара и столика не было, его стоило бы выдумать. Слишком низким был общественный и конкретный зрительский интерес к суперфинальной серии -- лишь по 3 тыс. болельщиков на первых двух московских матчах. После воскресного театра абсурда рейтинг «золотого» противостояния резко поднялся вверх. Как тут не вспомнить последнюю игру женского финала УГМК -- «Спартак» МО, где под сомнение ставился решающий мяч, заброшенный польским легионером уралочек Агнешкой Бибржицкой. Независимое апелляционное жюри признало его как забитый с пробежкой и наказало судей, а через несколько дней, получив некую видеозапись от УГМК, вдруг обнаружило, что полячка успела сделать удар мячом об пол, который никто сразу и не заметил. Игровое действо, где все главные роли были распределены между варягами, тогда оказалось в центре внимания рядовых спортивных болельщиков и центральных СМИ. Маркетинговое ноу-хау «управляемого скандала» было скопировано и на мужской суперфинал.
Илья ТРИСВЯТСКИЙ