|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нефтяной подарок Джорджу Бушу
Россия может осчастливить США, но опасается потерь федерального бюджета
Мировые цены на нефть достигли наивысших отметок после катастрофы 11 сентября. На Лондонской бирже нефть второй день подряд торгуется по 26,8--27,3 долл. за баррель.
Трейдеры находятся под впечатлением от продолжающегося противостояния Израиля Палестине, угрозы военных действий США и Великобритании против Ирака, наконец, их смущает намерение Организации стран -- экспортеров нефти (ОПЕК) не снимать ограничения на производство «черного золота» до 1 октября.
На фоне данных о возрождении экономики США и Европы, которым требуется все больше энергоресурсов, трейдеры опасаются, что нефть скоро станет дефицитом. Покупатели готовы переплачивать за нее уже сейчас, ожидая еще большего роста цен в ближайшие месяцы.
Россия может серьезно переломить эту тенденцию, увеличив экспорт нефти. Премьер-министр Михаил Касьянов заявил вчера, что 17 мая он встретится с главами крупнейших нефтяных компаний для анализа сложившегося положения.
Россия получает более половины валютных доходов от экспорта энергоресурсов и поэтому довольна повышением цен. В этом росте есть и ее заслуга. В прошлом году Россия под давлением ОПЕК присоединилась к решению «нефтяного картеля» сократить поставки нефти на мировые рынки с 1 января 2002 года. Это позволило поднять цены на нефть на 40% и вернуть их с уровня 17--19 долл. за баррель в декабре до 25--27 долл. в мае.
ОПЕК тем не менее считает, что рост цен имеет спекулятивный характер и вызван военной угрозой. Аналитики расходятся в оценках так называемой «военной премии» и называют цифры от 3 до 6 долл. за баррель. Это означает, что реальный спрос на нефть обеспечивает цену около 20--24 долл. за баррель. По мнению ОПЕК, возрождение западной экономики, о котором радостно трубят правительства развитых стран, идет слишком медленно, и нынешнего уровня добычи достаточно.
Ранее «картель» объявил, что намерен поддерживать цены на нефть в коридоре 22--28 долл. за баррель. Увеличение поставок в третьем квартале, то есть с 1 июля, по мнению руководства ОПЕК, может опустить цены ниже 22 долл. По этой причине министры нефти стран ОПЕК уже сделали несколько заявлений о том, что на своей очередной сессии 26 июня в Вене они скорее всего сохранят ограничения. Генеральный секретарь организации Али Родригес обратился к России с просьбой также продлить действие ограничений до 1 октября.
Между тем Михаил Касьянов еще в прошлом году объявил о намерении России поддерживать цены в коридоре 20--25 долл. за баррель. Именно в нем они и находятся более двух месяцев, стремясь теперь перейти его верхнюю границу. Можно сказать, что цель России достигнута, и на предстоящей встрече с нефтяными генералами страны г-н Касьянов может с легким сердцем разрешить экспортировать столько сырья, сколько позволяют трубы и порты.
К этому решению Россию подталкивают и западные государства -- основные потребители нефти. На майской встрече министров энергетики стран «восьмерки» российскому министру Игорю Юсуфову весьма прозрачно намекали на необходимость увеличения экспорта нефти, хотя прямо никто от России ничего не требовал. В конце мая в страну прибывает американский президент Джордж Буш, и снятие ограничений будет для него лучшим подарком от Владимира Путина.
Однако сделать подобный подарок нелегко. Есть угроза, что ОПЕК и другие страны-экспортеры также решат увеличить поставки нефти, чтобы не дать России занять временно освободившиеся рынки. В этом случае цены опять могут упасть до неприятных для федерального бюджета значений. Именно поэтому и Касьянов, и Юсуфов категорически отказываются прогнозировать исход пятничного совещания, и скорее всего на нем вряд ли будет принято какое-то окончательное решение. Тем более что среди нефтяных компаний страны по этому поводу нет единого мнения. ЛУКОЙЛ считает, что надо продолжать поддерживать ОПЕК, а ЮКОС предлагает отменить ограничения не с 1 июля, а даже с 1 июня.
ОПЕК рассчитывает, что Россия отложит решение на месяц и согласует свои действия с «картелем» на специальной встрече в Вене 20--21 июня. По всей видимости, если Россия все же начнет наращивать экспорт, это придется делать постепенно, каждый раз устанавливая квоту. Именно так поступает ОПЕК, и такая политика будет для этой организации более понятной.
Олег ЧЕРНИЦКИЙ