|
|
N°85, 16 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кладбище недвижимости
Федеральные и московские власти никак не поделят памятники истории и культуры
Спору федеральных и московских властей по поводу права собственности на столичные здания, являющиеся памятниками истории и культуры, не видно конца. Хотя согласительная комиссия Совета Федерации по законопроекту «О культурном наследии» удовлетворила большинство претензий московских властей, камень преткновения остается лежать на том же месте -- постановление Верховного Совета РФ десятилетней давности о разграничении собственности между властями федеральными и региональными будет действовать и дальше. Достижению консенсуса не помогло даже недавнее распоряжение мэра Москвы Юрия Лужкова об обязательности проведения среди фирм -- реставраторов старинных зданий конкурсы, что увеличивает шансы на получение заказов немосковскими фирмами.
Распоряжение столичного градоначальника «О проведении конкурсов по подбору инвесторов на осуществление ремонтно-реставрационных работ по зданиям -- памятникам истории и культуры» предписывает городской конкурсной комиссии (ее возглавляют вице-мэры Валерий Шанцев и Владимир Ресин) отныне выбирать инвесторов не только для жилищного строительства, но и для ремонта и реконструкции зданий -- памятников истории и культуры.
Однако, по мнению представителей московской власти, сейчас уместнее и важнее говорить не столько о механизме распределения госзаказа, сколько о длящемся уже почти два года противостоянии федеральных чиновников московским по поводу права собственности на недвижимость, дожившую до нашего времени с прошлых веков. Досталась она в наследство неизвестно кому. Ведь, как говорит сопредседатель комиссии столичной Думы и мэрии по законодательной базе перспективного развития и градостроительства Михаил Москвин-Тарханов, «инвестор не знает, с кем заключать договор (с федералами или москвичами. -- Ред.) для того, чтобы привести в порядок ветшающее культурное наследие». При скудном бюджетном финансировании реконструкции старых, но особо ценных с исторической точки зрения зданий обе стороны рискуют остаться у разбитого корыта: инвесторы просто уйдут. «Их (инвесторов. -- Ред.) бегство в Подмосковье мы уже наблюдаем», -- говорит г-н Москвин-Тарханов. Между тем степень износа большинства зданий -- памятников истории и культуры намного превышает 60%. «Хотя, -- добавил депутат Мосгордумы, -- распоряжение мэра, безусловно, является шагом вперед в деле управления нашим наследием».
Впрочем, злые языки утверждают, что прогрессивное распоряжение мэра -- это уступка федеральной власти в споре за право собственности на старинные особняки. Ведь теперь у компаний, не связанных с московским стройкомплексом, появляется шанс победить на конкурсах в борьбе за госзаказ. Правда, официальные власти отрицают подобное толкование.
Как бы там ни было, в процессе работы согласительной комиссии Совета Федерации над текстом законопроекта «О культурном наследии» московским экспертам не удалось добиться от коллег из федерального центра главного: записи об отмене постановления Верховного Совета РФ «О разграничении государственной собственности» (от 27 декабря 1991 г. №3020). Руководитель комплекса по имущественно-земельным отношениям правительства Москвы Олег Толкачев вчера в очередной раз разъяснил: согласно этому акту памятник федерального значения является федеральной собственностью. Между тем несоответствие этого акта Конституции, по словам г-на Москвина-Тарханова, подтвердил Конституционный суд РФ вскоре после принятия самого Основного закона.
Позицию Минимущества вчера выяснить не удалось, в пресс-службе министерства лишь пообещали дать разъяснения в ближайшее время.
По сведениям газеты «Время новостей», всего в столице насчитывается около 3 тыс. объектов недвижимости, относящихся к памятникам истории и культуры. Примерно две трети из них -- федерального уровня, остальные -- местного. И лишь только на 40 объектах ежегодно проводятся финансируемые столичными властями реставрационные работы. В федеральной казне денег на эти цели нет.
Владислав ДОЛГОВ