|
|
N°88, 25 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
С помощью Аллаха и коня Бурака
Мусульмане учат Россию жить в мире, где «нет места слабым»
В Дамаске сегодня завершается 36-я сессия совета министров иностранных дел Организации Исламская конференция (ОИК). Это мероприятие подтвердило, что стабильности на Ближнем Востоке не будет еще долго -- слишком велики противоречия между мусульманскими странами региона и расположенным здесь же еврейским государством Израиль. О провале ближневосточного мирного урегулирования и, следовательно, праве на вооруженное «сопротивление оккупантам» говорил в субботу на открытии сессии сирийский президент Башар Асад.
Заявив о стремлении своей страны к миру, г-н Асад предъявил претензии международным посредникам за их несостоятельность и обрушился с жесткой критикой на Израиль: «В этом мирном процессе нет ни одного достижения, за исключением разве того, что Израиль обнажил свою агрессивную сущность». Башар Асад объявил, что международное право сейчас попрано, а миром правит «тот, кто сильнее» -- «в этом мире нет места слабым». Он призвал единоверцев становиться сильнее, и это право «надо получить, а не ждать, пока его кто-то преподнесет в дар». Чтобы стать сильнее, мусульманам надо «объединять ряды» и «укреплять экономические связи».
Некоторые из этих тезисов сирийский лидер повторил вчера утром на переговорах с российским министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Накануне министр тоже выступал на сессии с речью -- правда, не с такой зажигательной и потому не встреченной овациями. Министр рассказал, что Россию с исламским миром объединяет стремление к «формированию справедливого демократического миропорядка». Центральная роль в этом должна принадлежать ООН. Еще «Россия и исламские страны -- союзники в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом». Однако стоит заметить, что многие другие участники конференции называли «героями» тех, кого израильтяне и американцы именуют «террористами».
Министр Лавров напомнил, что в Москве в этом году должна состояться международная конференция по ближневосточному урегулированию. Она, как известно «Времени новостей», не раз переносилась из-за разногласий между основными ее участниками: израильтянами и палестинцами.
Нет единства и в рядах самих палестинцев. В субботу вечером Сергей Лавров встретился в российском посольстве в Дамаске с лидером радикального палестинского «Исламского движения сопротивления» (ХАМАС) Халедом Машалем. После этих переговоров Халед Машаль заверил обозревателя «Времени новостей», что в Палестине все-таки «скоро появится правительство национального единства». Однако, по данным «Времени новостей», противоречия между радикально и умеренно настроенными палестинцами пока столь велики, что вряд ли они быстро договорятся.
«Палестинцам непозволительно оставаться в состоянии раскола», -- заявил вчера в Дамаске Сергей Лавров. Но и от израильтян, по его словам, нужны шаги навстречу палестинцам. Министр объявил, что в начале июня в Москву приедет с визитом его израильский коллега Авигдор Либерман. Россияне поставят перед гостем вопрос о снятии экономической блокады с палестинского сектора Газа, где обстановка контролируется движением ХАМАС.
Палестинская проблема стала главной на сессии ОИК в Дамаске. Собравшихся мусульман не так волновали даже парламентские выборы в одной из стран-членов -- Ливане, запланированные на 7 июня и грозящие ростом напряженности в этой части Ближнего Востока. Хотя вот американцев происходящее в Ливане беспокоит, о чем свидетельствует неожиданный кратковременный визит в Бейрут 22 мая американского вице-президента Джо Байдена. Глава МИД России тоже отправился вчера из Дамаска в Бейрут. Но ни одни переговоры Сергея Лаврова в регионе не обходились без обсуждения создания государства Палестина, столицей которого арабы видят Восточный Иерусалим.
Для России сессия стала поводом для оценки своего сотрудничества с ОИК, где наша страна летом 2005 года получила статус наблюдателя. Один из российских дипломатов объяснил «Времени новостей», что за четыре года «мы добились правильного понимания в исламском мире внешней политики России». Он напомнил, что в истории отношений Москвы с этой организацией бывали «тяжелые периоды». После ввода советских войск в Афганистан в 1979 году «ОИК на каждом своем заседании резко критиковала Советский Союз». Словами дело не ограничивалось: многие мусульманские страны помогали афганским моджахедам финансово и отправляли туда своих боевиков. Сценарий был повторен позже в Чечне, когда республика стояла на грани отделения от остальной части России.
Сейчас ситуация изменилась. Руководители мусульманских стран заявляют, что хотят «развивать отношения с сильной Россией». В свою очередь, по словам нашего собеседника в МИДе, «эти страны получают от нашей страны моральную и политическую поддержку во многих международных вопросах»: «Из пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН, имеющих там право вето при голосовании, только Россия запросила и получила статус наблюдателя в Организации Исламская конференция». Участие россиян в ее работе, кроме того, «было положительно воспринято нашими мусульманами». В 142-миллионной России, по разным данным, от 13 до 20 млн человек исповедуют ислам.
Несмотря на эти успехи, Россия не собирается в ближайшее время добиваться полноценного членства в ОИК. Такая возможность дискутируется с августа 2003 года, когда тогдашний президент Владимир Путин во время визита в Малайзию заявил, что Россия собирается вступить в ОИК «на начальном этапе» в качестве наблюдателя. Многие истолковали эти слова как намерение влиться в ряды ОИК в качестве полноправного члена. Однако перспектива вхождения нашей страны в организацию, объединяющую исламские государства, была неоднозначно встречена российским общественным мнением. К тому же в 2008 году на саммите в Сенегале организация приняла новый устав, в соответствии с которым в ее ряды допускаются только страны, где мусульмане составляют «большинство» населения.
Осведомленный российский дипломат пояснил «Времени новостей», что сейчас речи о полноправном членстве в ОИК не идет: "Россия удовлетворена своим нынешним статусом». Таким образом, в ОИК остаются 57 государств и 11 наблюдателей, среди которых не только страны, но и организации, например ООН и Лига арабских государств. Среди членов есть и «государство-призрак»: это все та же Палестина, создания которой с 1947 года требуют ооновские резолюции. Но до сих пор на землях, предназначенных для двух государств (еврейского и арабского), с 1948 года существует лишь одно из них -- Израиль.
ОИК, которая 25 сентября этого года отметит 40-летие, была создана во многом из-за арабо-израильского конфликта. Мусульманские лидеры решили объединиться в 1969 году, то есть через два года после унизительного поражения арабов (большинство из них -- мусульмане) в войне с Израилем 1967 года. Израильтяне оккупировали тогда часть арабских территорий и установили свой контроль над всем городом Иерусалимом, где расположены многие религиозные святыни: иудейские, христианские и мусульманские.
Толчком к образованию ОИК стали драматические события 21 августа 1969 года в одной из этих святынь -- мечети «Аль-Акса» (в переводе с арабского «дальняя») на Храмовой горе Иерусалима. Мечеть построена в начале средних веков на том месте, где, по преданию, пророк Мухаммад, оседлав необычного мифического коня по имени Бурак, вознесся на какое-то время к небесам, где видел ангелов и узнал от Аллаха о своей миссии. В Иерусалим пророк, живший в Аравии, также попал чудесным образом, похожим на путешествие во сне.
В августе 1969 года психически неуравновешенный турист из Австралии, посещая мечеть, «услышал» некие голоса, приказавшие ему поджечь сооружение. Пожар уничтожил интерьеры мечети и средневековые реликвии. Возмущению мусульман не было предела. Турист, которого арестовали израильские службы безопасности, отделался высылкой на родину, поскольку был признан невменяемым. Мусульманские государства выделили в последующие годы крупные суммы на реставрацию мечети и, обвинив израильтян в этой трагедии, решили объединиться в Организацию Исламская конференция.
Елена СУПОНИНА, Дамаск--Бейрут