|
|
N°89, 26 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Крестный зять
Нурсултан Абишевич Назарбаев заслуженно пользуется репутацией одного из самых мудрых политиков на постсоветском пространстве. Так считали еще на пространстве советском, когда оно в этом качестве доживало свой век почти 20 лет назад. Не случайно же тогда еще 50-летнего первого секретаря Компартии Казахстана прочили в премьеры обновленного СССР.
Но историю не обманешь. Советского Союза нет, а Назарбаев все равно доказал, что ему нет равных -- теперь уже в СНГ. О каком еще главе государства (Туркменбаши не в счет, мы говорим о ныне живущих) можно сказать такие слова, какие произнес на днях о своем президенте премьер-министр Казахстана Карим Масимов: «И каждый наш успех, каждый шаг вперед к благополучию и процветанию -- это результат вашего, Нурсултан Абишевич, гениального предвидения, титанического труда и поразительной самоотдачи ради тех, кто поверил вам и сказал: «Вы мой президент». Выступая на внеочередном съезде правящей партии «Нур Отан», г-н Масимов очень кстати вспомнил конечно же вычитанную у Ницше фразу: «Велик тот, кто дал направление». Затем премьер заверил президента, что с этого обозначенного Назарбаевым «казахстанского пути мы сворачивать не намерены».
Правду сказать, меня насторожили эти заверения, равно как и те 16 (!) ссылок, сделанные премьером в своей недлинной речи, на «грандиозные замыслы», «задумки», «идеи», «уникальную работу» и «поручения» «моего президента», не говоря уже о выражении ему «огромной благодарности» и «безграничного доверия». Такого рода речи похожи на почетный орден, который вручают важному чиновнику, чтобы отправить его в отставку и забыть. Зачем живого и, казалось бы, дееспособного главу государства так долго и велеречиво убеждать в том, что измена в ближайшем окружении ему не грозит?
В середине мая, когда премьер Масимов «зажигал» на съезде своими клятвами верности Назарбаеву, еще можно было гадать о том, что происходит. Сейчас уже впору бить тревогу. В Астане налицо паника. У кого-то на самом верху казахстанского олимпа сдали нервы. Этот «кто-то» не знает, как реагировать на давно ожидавшийся и наконец разразившийся скандал.
В Германии и Австрии вышла книга «Крестный тесть», написанная бывшим старшим зятем президента Назарбаева. Имя автора, пожалуй, самого одиозного персонажа не только среди всей правящей «семьи» Казахстана, но и среди всей элиты этой страны, еще недавно наводило ужас на многих ее жителей. Его зовут Рахат Алиев. Он два года в бегах, живет в Вене. На родине дважды заочными судами приговорен к 40 годам тюрьмы.
На прошлой неделе официальный представитель генпрокуратуры Казахстана Сапарбек Нурпеисов собрал брифинг для журналистов и сообщил: «Наши граждане, которые причастны, если мы установим этот факт, к приобретению, распространению этой книги, будут привлекаться к уголовной ответственности как оказывающие содействие преступнику Рахату Алиеву, поскольку он скрывается от казахстанского правосудия». Аргументация была незамысловатой: мол, в книге изложены сведения, относящиеся к государственным секретам. Изложенное далее выглядело просто, как мычание. «Кто не имеет доступа к секретам, тот не имеет права знать содержание книги», -- заявил представитель надзорного ведомства. Сам Нурпеисов, очевидно, вполне «секретодоступен», поскольку признался журналистам, что «прочитал эту книгу».
Ей-богу, не могу понять, серьезен ли был официальный представитель, произнося эти слова. Если да, то это большая беда государственного масштаба: держать в генпрокуратуре юристов, готовых в начале XXI века считать своих граждан преступниками за причастность к приобретению книги.
Неинтересно рассуждать о том, что казахстанские прокурорские выставили себя посмешищем. Уровень правосудия в Казахстане, а также правосознания у тех, кто призван блюсти закон, там вполне среднестатистический для всей нашей бывшей одной шестой части света. А предполагать, что эти прокурорские получают откат от автора за рекламу его книги, воображения не хватает. Хотя почему нет, ведь у «крестного зятя» в стране много подельников.
Печальнее другое -- глупость прокурорских опасна тем, что вводит в искушение заподозрить неладное. К примеру, что отмашку на введение запрета читать сборник ставших известных чуть ли не всему миру секретов, идет в Казахстане с самого верха. От страха, что обнаружат подданные, будто «король-то голый». Да вот ведь в чем штука -- нет по существу ничего нового в том, что написано в книге ценой в 30 евро (10 центов дают сдачи).
Это мерзкое изложение вперемежку правды и лжи, полуправды и полулжи. Если вы считаете достойным уважающего себя мужчины описывать личную жизнь пожилого человека, отца своей бывшей жены и деда своих детей -- это ваш автор. Если вы хотите узнать, как один из бывших начальников госбезопасности страны гадко отзывается о тех, кто встал у него на пути к верховной власти и поплатился за это годами тюрьмы, -- это ваш бестселлер. Если вы готовы внимать психически неуравновешенному человеку, который угрожал расправой многим в Казахстане и за его пределами (близко знаю нескольких таких людей), а нынче рядится в тогу диссидента и правозащитника, -- это ваше чтение.
Конечно, Рахат Алиев весьма ценен в качестве живого свидетеля и организатора многих закулисных операций Астаны, проводившихся в США в стремлении помешать там судебному расследованию коррупционного скандала, известного под именем «казахгейт», фигурантами которого являются члены высшего руководства Казахстана. Но и эти детали, описанные в книге, не являются сенсацией -- по большей части все это известно. Чтение «Крестного тестя» -- нудная работа, которую приходится заставлять себя делать. Это признание адресовано генпрокуратуре Казахстана в надежде облегчить свою вину, пусть даже автор этих строк для нее и не «наш гражданин», а потому неподсуден.
И если изложенное в книге -- это все, что может сказать человек, готовый предложить Западу свои услуги в качестве «демократической альтернативы» Назарбаеву, то уж лучше ничего не менять в набирающем мудрость брежневских времен казахстанском режиме. С такой генпрокуратурой и ее представителями, как г-н Нурпеисов, авось все скоро и само рассосется.
Аркадий Дубнов