|
|
N°88, 25 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Это что за большевик...
КПРФ в Петербурге балансирует на грани раскола
4 июня ЦК Коммунистической партии РФ будет рассматривать апелляции товарищей, исключенных 22 января из петербургского городского отделения КПРФ, -- бывшего первого секретаря ячейки северной столицы Владимира Федорова и его соратников, журналиста Семена Борзенко и историка Марины Молодцовой. Это очередной этап так называемого "ленинградского дела", которое тянется в северной столице уже более полугода. Одно из основных разногласий между "большевиками" и "меньшевиками" -- отношение к "русскому вопросу", внимание которому коммунистов призвал уделять председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов.
Но закавыченные громкие названия не должны никого вводить в заблуждение. Исторические параллели неуместны. Как пояснил "Времени новостей" петербургский политолог Алексей Семенов, "русский вопрос", поставленный на пленуме ЦК КПРФ, -- это борьба за уменьшающийся электорат, а "большевики" и "меньшевики" -- внутрипартийные силы, борющиеся за контроль над уменьшающимся пропорционально электорату бюджетом КПРФ. Партия, по словам г-на Семенова, уже давно разделилась на два лагеря. Но в Москве открытого противостояния никогда не будет. В небольших городах распри никто не заметит. А Петербург всегда был зеркалом настроений и лучшей площадкой для боевых действий на политической арене.
Конфликт в петербургском отделении КПРФ начался давно. В октябре прошлого года Владимир Федоров, избранный на 7-й конференции горкома партии первым секретарем, решением ЦК КПРФ был снят с этого поста за ряд нарушений в ходе проведения избирательных процедур. Ему вменили несоответствие определенным программой КПРФ основным принципам деятельности партии, а именно добровольности, равноправию, самоуправлению, законности и гласности; манипуляции с лояльными и нелояльными Федорову районными комитетами; превращение демократического централизма в бюрократический централизм и явное стремление завоевать в среде петербургских коммунистов всю полноту власти; игнорирование всех замечаний, высказываемых ранее в его адрес ЦК и ЦКРК КПРФ; лояльность к исполнительной власти. Проще говоря, товарищ Федоров был заподозрен в фальсификации своего избрания.
Владимир Федоров рассказал "Времени новостей", что формулировки, которыми оперируют его оппоненты, в корне неверны: "Никто меня не увольнял. На 7-й конференции петербургского городского отделения КПРФ я был избран первым секретарем. Но ЦК отменил ее результаты. На что он имеет полное право. Но само их решение не соответствует уставу, поскольку формулировки предъявленных обвинений размыты. Там нет конкретных фактов. Тем не менее президиум ЦК создал оргкомитет, который возглавил товарищ Рашкин (Валерий Рашкин, секретарь ЦК КПРФ. -- Ред.), для подготовки новой конференции, на которой был избран новый горком партии. Но президиум ЦК по уставу не имел права создавать этот оргкомитет".
В январе Владимира Федорова и его сторонников решением ЦК КПРФ исключили из партии. Они подали апелляцию в ЦК. Судя по тому, что Владимира Федорова переизбрали председателем фракции в законодательном собрании Петербурга (поскольку эту должность может занимать любой из депутатов, представляющий коммунистов в заксобрании, даже беспартийный), сторонников у него достаточно. Последние организовались и опубликовали на неофициальном сайте петербургских коммунистов манифест, в котором предложили провести чрезвычайный съезд партии и освежить политическую доктрину. Авторы этого воззвания, представляющие внутрипартийную оппозицию, обвинили партверхушку в тех же грехах, которые руководство КПРФ вменяет Владимиру Федорову: в заигрывании с властью, бюрократическом централизме, искусственном делении членов партии на лояльных и нелояльных -- первых ждут на съездах КПРФ, а вторым дорога туда не заказана.
Также в манифесте федоровцев поднят и "русский вопрос". А именно авторы документа предлагают осудить политику заигрывания с иерархами Русской православной церкви и признать недопустимым принятие в КПРФ лиц, пропагандирующих шовинизм и национализм, исключить из партии откровенных националистов.
Этот документ висит в Сети уже два месяца. Как рассказал "Времени новостей" один из соратников Владимира Федорова -- Семен Борзенко, документ стал поводом для обсуждения членами партии по всей стране, и многие разделяют изложенные в нем позиции. Правда, если раньше товарища Борзенко в СМИ называли одним из авторов этого документа, то на вопрос корреспондента "Времени новостей", есть ли резонанс на ваш манифест в регионах, он скромно отказался от принадлежности к авторству: "Я бы не стал называть его своим".
Такая же странная реакция была и у товарища Федорова. Если еще два месяца назад все говорили о том, что манифест подготовили его сторонники, теперь он утверждает, что это достаточно "голословное заявление", хотя признает, что некоторые вещи, изложенные в нем, правильные. Также он откровенно польстил Геннадию Зюганову, комментируя "Времени новостей" проблему "русского вопроса": "Слова о защите русских были сказаны Геннадием Андреевичем на пленуме очень деликатно. А вот трактовались они неуклюже и неграмотно. Мне, например, было непонятно, что на первомайской демонстрации в Петербурге рядом с коммунистами делают представители Движения против нелегальной иммиграции".
Стали осторожнее и авторы неофициального сайта. 18 мая на неофициальном сайте Компартии Петербурга появилось сообщение, где Федоров и его сторонники категорически открещивались от причастности к организации движения "Коммунисты России", которое в КПРФ считают спойлером партии. Там же содержалась настоятельная рекомендация сторонникам опального руководства питерского отделения КПРФ в регионах воздержаться от участия в учреждении "Коммунистов России".
Так что если внутрипартийная революция в Питере и зреет, то очень осторожная. С одной стороны, большинство членов ЦК решили, что не хотят видеть Федорова в качестве делегата на ноябрьском съезде КПРФ. Но первый заместитель председателя ЦК КПРФ Иван Мельников, которого многие после заявления Дмитрия Медведева о необходимости ротации руководства партий видят на месте Геннадия Зюганова, был не в их числе. С другой стороны, и Федоров, и Борзенко не так независимы, как им хотелось бы казаться. Их, судя по всему, очень волнует предстоящее обсуждение в ЦК их апелляций. Поскольку реализовать имеющееся у них влияние и поддержать, например, товарища Мельникова, возможно только внутри партии.
В общем, силы примерно равны. Это ясно видно по некоторым аспектам использования в Петербурге понятий "большевизм" и "меньшевизм". Дело в том, что функционеры действующего горкома во главе с первым секретарем петербургской ячейки Святославом Соколом, следуя официальной линии партии, называют "большевиками" себя, а "меньшевиками" -- оппонентов-федоровцев. Одновременно с этим последние во главе с товарищем Федоровым называют "большевиками" себя, а "меньшевиками" членов горкома и их сторонников, поскольку считают, что опираются на большинство коммунистов города.
Михаил ТЕЛЕХОВ, Санкт-Петербург