Время новостей
     N°88, 25 мая 2009 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  25.05.2009
«Не печальтесь -- это судьба»
Бывший президент Южной Кореи снял все обвинения
Правительство Южной Кореи и семья покойного экс-президента Но Му Хена пришли вчера к соглашению о том, что похороны бывшего главы государства должны носить государственный и публичный характер. Состоятся они по корейской традиции через семь дней после смерти -- 29 мая. «Желательно проводить бывшего президента в последний путь учтиво и со всеми ему полагающимися почестями, позволить как можно большему числу людей отдать ему последний долг, поблагодарить его», -- заявил Чен Хо Сен, пресс-секретарь Но Му Хена со времен его президентства в 2003--2008 годах.

Но Му Хен умер от тяжелых травм 23 мая. Он разбился, спрыгнув с 30-метровой скалы во время прогулки по горной тропе вблизи деревни Бонха на юге страны. Там он жил со времени ухода с поста президента, занимаясь выращиванием риса и разведением уток. Прибывшие к месту трагедии спасатели доставили раненого в больницу Пусанского национального университета. Врачи боролись за его жизнь, но оказались бессильны. Предсмертная записка 62-летнего Но, в молодости юриста-правозащитника, пришедшего в политику в 1980-е на волне народных выступлений против тоталитарного режима, оставляет мало сомнений в том, что он совершил самоубийство.

«Мне пришлось пережить трудные времена. Это было слишком тяжело. Я в долгу перед слишком многими людьми. Причиненная мною им боль слишком велика, и в эти дни ее не измерить. Из-за слабого здоровья я не могу ничего делать. Я не в состоянии читать или писать. Не грустите слишком сильно. Не являются ли жизнь и смерть частью естества? Не печальтесь и никого не обвиняйте -- это судьба. Прошу кремировать мое тело и поставить небольшой могильный камень возле моего дома», -- такова последняя запись, оставленная отставным политиком в своем персональном компьютере.

Левая оппозиция обвинила власти в «предвзятости расследования» коррупционного скандала, в центре которого оказался Но Му Хен и его жена Квон Ян Сук. Генпрокуратура сразу после смерти Но сообщила, что дело в отношении его семьи будет закрыто. В апреле генпрокуратура в течение нескольких часов и, как сообщили СМИ, «очень жестко» допрашивала Но Му Хена, которому инкриминировалось получение через жену и мужа одной из племянниц взятки на сумму 6 млн долл. от президента обувной фирмы «Тхэкван» Пак Ен Чха. Тогда политик признал, что какие-то деньги его супруга взяла для оплаты долга. Он публично извинился перед согражданами за испорченную репутацию, но на днях стало известно, что генпрокуратура добивается ордера на его арест. Его старшего брата Но Гон Пхена 14 мая осудили на четыре года по другому коррупционному делу.

Вчера временно освобожденный брат вместе с Но Гон Хо, сыном экс-президента, возложил цветы к портрету экс-президента. В Бонха гроб с телом покойного встретили свыше 13 тыс. человек корейцев, съехавшихся со всех уголков страны. Они не допустили в деревню политических противников Но, включая премьера Хан Сын Су, и растоптали привезенные ими корзины с цветами.

«Но Му Хен, идя во власть, обещал бороться с коррупцией. При нем прошли несколько громких процессов, приведших к суицидам обвиняемых, осознавших, что их сделали «козлами отпущения». Он, исходя из стандартов корейской политической культуры, ожидал, что с ним поступят так же. В этом смысле смерть Но стала его судьбой, так как в рамках конфуцианской традиции -- неписаного корейского закона -- самоубийство снимает все обвинения», -- сказал «Времени новостей» ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН Константин Асмолов. Не исключено, что «к столь решительному шагу не желавшего стать обузой человека подтолкнуло и обнаружение неизлечимого недуга», но «скорее всего речь идет о совокупности причин». По мнению эксперта, для нынешнего президента Ли Мен Бака смерть предшественника не выгодна, так как во время кризиса он лишился мишени для критики, которой подвергается все более и более сам».

Но Му Хена в период президентства ругали за подорожание жилья, рост социального неравенства и безработицы. В 2004 году парламент проголосовал за его импичмент в связи с нарушением избирательного законодательства, но вскоре конституционный суд это решение отменил. «Звездным часом» президента Но, проводившего политику сближения с Северной Кореей, стала его пхеньянская встреча 2007 года с лидером КНДР Ким Чен Иром. Генсек ООН Пан Ги Мун, работавший при Но Му Хене главой МИДа, заявил: «Я отдаю дань уважения покойному президенту Но, неустанно содействовавшему продвижению демократии, реформ и промостившему путь к построению передового общества в Южной Корее».

Александр САМОХОТКИН