|
|
N°88, 25 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вместе весело шагать
«Путь» на московских экранах
По известному выражению Лао-Цзы, «путь в тысячу миль начинается с первого шага». В данном случае этот самый шаг был сделан в середине 90-х, когда носили штаны-бананы, покупали водку только у таксистов, слушали Ладу Дэнс: «кожаная куртка, темные очки, и на мотоцикле мы летим в ночи». И на собственном опыте постигали веселую науку новых времен.
Алексей (Дмитрий Носов, бронзовый призер Олимпийских игр в Афинах и победитель первенства мира по самбо) попадает в неприятную криминальную историю, после которой ему светит серьезный срок, но вместо тюрьмы оказывается в школе «Самбо-70», где из трудных подростков выковывают настоящих чемпионов и учат драться по-настоящему: «Эти свои приемчики оставь для своей помойки, а у нас тут спорт». Довольно быстро Алексей превращается из куска пушечного криминального мяса в настоящего патриота и обладателя тайных бойцовских знаний, которые передает ему мастер Чен (Джамал Ажигирей) из самого настоящего Шаолиня -- «такой наш, что иным нашим до него, как до Луны». Бодро пройдя испытания («Научи меня всему, учитель!») под плакатом «Международный терроризм -- наша общая проблема», Алексей становится руководителем спецотряда группы «Зет», которому поручено найти и уничтожить базу террористов-наркодельцов и выявить «крота», передающего не имеющим национальности негодяям коды доступа к системе слежения военных спутников. Не один, разумеется, -- под его началом собрана команда из украинца, татарина и чеченца (Иван Кокорин, Дмитрий Максимов, Максим Тынянов), каждый из которых в совершенстве освоил боевые искусства и прошел все стадии подготовки, которые среди прочего включают добровольное захоронение в гробу и прочие высокодуховные практики -- «будем вместе Родину спасать!» И ведь спасут, не извольте сомневаться.
«Путь» Владимира Пасичника -- фильм уникальный во многом. И не только в том, на что делают акцент его создатели, -- им впервые в истории удалось получить разрешение на съемки некоторых сцен в настоящем шаолиньском монастыре и на Великой Китайской стене и привлечь в картину пару десятков настоящих чемпионов в самых разных видах спорта (не только боевых искусств -- среди прочих на экране появляется олимпийская чемпионка по художественной гимнастике Ирина Чащина в роли платонического любовного интереса главного героя и Николай Валуев в роли беглого каторжника), вывести на авансцену стадо слонов, на которых перевозят наркотики, самого настоящего живого тигра и Майкла Медсена, который, кажется, впервые, работая в нашем проекте, осознал, в чем он снимается и кого играет, а это достижение посерьезнее, чем дрессировка крупных хоботных. Но самое главное -- похоже, впервые нашим кинематографистам удалось без изменений воспроизвести стилистику и общий пафос боевиков, производимых с середины 80-х годов компанией «Кэннон» во главе с неунывающими продюсерами Менахемом Голаном и Йорамом Глобусом, в первую голову -- сериал о непобедимом «американском ниндзя» (Майкл Дудикофф). Тут все дышит именно этим непередаваемым духом -- те, кто просиживал штаны в видеосалонах как раз в то время, когда Алексей постигал премудрости самообороны без оружия, не в силах бороться с приступами ностальгии и готовы простить фильму, в любом другом случае раздраконенному бы в пух и прах, все невероятные галлюцинаторные допущения а-ля Филипп Дик. К чести авторов, на экране не так уж часто размахивают национальным триколором, а патриотические максимы звучат как бы на втором плане -- это именно что боевик, пусть несусветный, завиральный, не имеющий никакого отношения к искусству кино, но по-своему честный и откроенный, как прямой удар в челюсть. Это тот самый вариант, когда «поют солдаты -- спокойно дети спят».
Станислав Ф. РОСТОЦКИЙ