62-й по счету «Канн» оказался одним из лучших на моей памяти. С новыми фильмами Ханеке, Триера, Тарантино, Альмодовара, Пака Чан Ука и Кена Лоуча не было скучно. Наступает время вручения главных призов, которые объявят на церемонии закрытия в воскресенье вечером.
Когда вы будете читать эту статью, о победителях уже сто раз расскажут по радио и ТВ. Не удержусь от игры в угадайку. По справедливости,
«Золотая пальмовая ветвь» должна достаться австрийцу Михаэлю Ханеке за «Белую ленту», намеренно простодушный отчет о зловещих событиях, происходящих в немецкой деревушке в канун первой мировой войны («Белая лента» уже получила приз международной критики). Если вспомнить о критических рейтингах, то наверняка среди призеров окажется их лидер -- французский режиссер Жак Одьяр с фильмом «Пророк». Эта картина почти рифма к прошлогоднему победителю Канна, «Классу» Лорана Канте. Только стены здесь не школьные, а тюремные, и речь соответственно идет о тюремных университетах, в которых юный француз арабского происхождения проходит курс выживания и доминирования.
Из других лидеров рейтинга отмечу «Разорванные объятия» Педро Альмодовара, «В поисках Эрика» Кена Лоуча, «Яркую звезду» Джейн Кэмпион. Но, несмотря на восторги зрителей и критиков, у этих фильмов мало шансов на «Золотую пальму». Классики современного кино чуть снизили планку по сравнению со своими лучшими работами. И только Ханеке планку поднял, а Триер («Антихрист») взял да и сломал об колено.
Пока известны только призеры параллельного каннского конкурса -- «Особого взгляда». Приза жюри удостоился Корнелиу Порумбою, еще одна звезда румынской «новой волны», победивший в «Особом взгляде-2006» с дебютом «12:08 к востоку от Бухареста». Его новый фильм «Полицейский, прилагательное» обещает мало (или совсем ничего) любителям эффектных зрелищ, зато приведет в восторг филологов и поклонников театра абсурда. А главный приз «Особого взгляда» достался греческому «Клыку», клаустрофобической драме о детях, которых родители растят в полной изоляции от внешнего мира.
«Царь» Павла Лунгина и «Сказка про темноту» Николая Хомерики ничего не получили, что неудивительно: конкуренция в этом году была жесткая. Что касается фильма Хомерики, то режиссер продолжает свои акварельные упражнения на тему постсоветской действительности. В истории об инспекторе по делам несовершеннолетних (Алиса Хазанова) иногда хочется красок поярче, но приятно отметить интуитивно верный выбор Владивостока как места действия. Панельные многоэтажки, убогий быт и прозябание, конечно, угнетают, но почему-то не так сильно, как в средней полосе. Город живой, и есть надежда на возрождение. И на Хомерики есть надежда: по сравнению с дебютным фильмом («977») в «Сказке» гораздо меньше мазни и больше воздуха. Очень хочется увидеть следующий фильм. Только построже со сценаристом (Александр Родионов). К каким катастрофам может привести потакание этому молодому человеку, мы уже убедились на примере «Сумасшедшей помощи» Бориса Хлебникова.
Лишь один приз я могу предсказать с уверенностью. Это «Золотая камера» за лучший дебют. Если не случится землетрясения и конца света, она достанется франкоканадцу Ксавье Долану за фильм «Я убил свою маму». История непрерывных ссор подростка с мамой поражает свежестью киноязыка, искренностью чувств и внутренней свободой, завоеванной с боем. Режиссер играет сам себя. В фильме ему 16 лет. В жизни -- скоро исполнится 20.