|
|
N°87, 22 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Антикризисный оптимизм
«АвтоВАЗ» представил долгосрочный план развития
Российский автогигант «АвтоВАЗ», испытывающий серьезные трудности с продажами своих автомобилей, намерен все-таки «выйти из кризиса сильным». Для этого завод хочет восстановить рентабельность в 2009 году, снизить издержки и поддержать спрос за счет собственной программы дешевых кредитов. Все эти положения содержатся в утвержденном антикризисном плане автозавода, который вчера обнародовал «АвтоВАЗ». После этого сообщения акции компании на ММВБ выросли почти на 20%.
«АвтоВАЗ» уже сейчас смотрит за горизонт кризиса и не отказывается от главной стратегической цели -- быть крупнейшим отечественным автопроизводителем», -- сообщила вчера компания, отметив, что ее инвестпрограмма на 2010--2012 годы составит 80 млрд руб. и позволит к 2014 году полностью модернизировать базу поставщиков до их соответствия международным стандартам, а также выпустить девять новых моделей.
Впрочем, что это за модели, пока неясно. Ранее компания лишь сообщала, что намерена представить новые модели класса «B» на купленной у Renault платформе модели Logan, а также автомобиль класса «С» собственной разработки, на базе которой может быть создан, в частности, кроссовер. Для финансирования же инвестпрограммы «АвтоВАЗ», как известно, уже подписал меморандум со Сбербанком, ВТБ и Газпромбанком. Банки намерены прокредитовать завод на сумму свыше 90 млрд рублей.
Антикризисный план «АвтоВАЗа» состоит из трех блоков. Предприятию необходимо снизить расходы и создать дополнительный денежный поток. Достичь этого планируется за счет оптимизации логистических процессов, сокращения заводских запасов комплектующих не менее чем на 600 млн руб. в денежном выражении и сокращения запасов автомобилей на складах предприятия на 70 тыс. единиц. Вторая задача -- восстановить рентабельность в 2009 году, сохранить и увеличить долю рынка в условиях общего снижения объема продаж автопроизводителей. Процесс реинжиниринга, считает руководство «АвтоВАЗа», должен принести предприятию экономию порядка 2 млрд руб., а экономический эффект от оптимизации расходов на ремонтные работы оценивается им в 500 млн руб. Сокращение же общих административных расходов «должно дополнительно принести 1,5 млрд рублей».
Мероприятия, запланированные третьим блоком антикризисного плана, должны обеспечить долгосрочное развитие компании. В рамках антикризисной программы также запланирован ряд мер по стимулированию спроса. Так, на «АвтоВАЗе» реализуется программа предоставления покупателям скидок, а с мая текущего года уже работает собственная кредитная программа «Лада Финанс -- Лада в кредит». Программа позволяет приобрести в кредит автомобиль Lada по сниженным процентным ставкам -- от 6,9%. Рентабельность будет обеспечена посредством снижения закупочных цен на продукцию комплектаторов. «К концу 2009 года затраты необходимо сократить на 10%», -- говорится в сообщении завода. Также запланировано сокращение выплат персоналу за счет отказа от набора новых сотрудников, отказа от индексации заработной платы и сокращения на 20% зарплат менеджменту компании.
В конце марта премьер-министр Владимир Путин пообещал «АвтоВАЗу» господдержку в виде кредита на 25 млрд руб. для погашения задолженности, а также обещана была масштабная помощь в дальнейшем. По словам г-на Путина, после получения господдержки и расчета с долгами и поставщиками «АвтоВАЗ» сможет уже самостоятельно привлечь кредитные ресурсы на сумму свыше 90 млрд руб., чтобы выйти на производство новой линейки автомобилей.
Эксперты рынка вчера спокойно отреагировали на новый план концерна. «Все было ожидаемо, -- отметил Игорь Краевский из «Пиоглобал эссет менеджмент». -- Правда, остается пока неясным, как «АвтоВАЗ» сможет в такие короткие сроки разработать девять новых моделей». «Что касается продаж, то объявленная программа скорее сможет простимулировать спрос в регионах России. В Москве же и Санкт-Петербурге продажи вряд ли смогут возрасти», -- подчеркнул эксперт.
Краткосрочная задолженность «АвтоВАЗа» в первом квартале 2009 года составила 80,55 млрд руб. Долгосрочные обязательства компании, включающие займы и кредиты, а также отложенные налоговые обязательства с прочими долгосрочными обязательствами составили на конец первого квартала текущего года 11,6 млрд руб. Продажи Lada снизились в апреле 2009 года в сравнении с тем же месяцем предыдущего года на 49% --до 34,14 тыс. штук при общем падении рынка новых легковых и легких коммерческих автомобилей на 53%, по данным Ассоциации европейского бизнеса.
Ирина ЦЫРУЛЕВА