|
|
N°87, 22 мая 2009 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Сталин предлагал провести во всей Германии свободные выборы»
В эти дни Германия отмечает 60-летие со дня принятия основного закона ФРГ, в предстоящие выходные в Берлине в районе Бранденбургских ворот пройдет грандиозный праздник. Основополагающий юридический документ в Германии не называется конституцией потому, что длительное время после окончания второй мировой войны в ФРГ сохранялся оккупационный статус, ограничивавший ее суверенитет. Западные союзники тщательно контролировали принятие всех западногерманских законов. Поэтому вместо рассчитанной на длительную перспективу конституции в Западной Германии был разработан и принят временный основной закон, которому предстояло утратить силу после мирного воссоединения Германии. В 1949-м многим казалось, что это вожделенное событие уже не за горами, но оно произошло лишь в 1990-м. Тогда следовало созвать конституционное собрание и на основе свободного волеизъявления народа наконец-то принять конституцию. Однако было решено не отказываться от показавшего свою работоспособность «временного» основного закона ФРГ, который сохранил свою силу в качестве конституции объединенной Германии.
Своими взглядами на путь становления конституционной демократии в послевоенной Германии с «Временем новостей» поделился известный общественный деятель 69-летний Лотар де МЕЗЬЕР, который в 1990 году вошел в немецкую историю как последний председатель совета министров ГДР. В юности он учился музыке, потом сменил специальность и стал юристом. Его политическая карьера оказалась недолгой, после воссоединения Германии в течение года он был министром по особым поручениям в правительстве Гельмута Коля. С 1992 года Лотар де Мезьер работает в Берлине адвокатом, он является председателем германского координационного комитета «Петербургского диалога».
-- В 1949 году были приняты основной закон ФРГ и конституция ГДР. Если первый документ, как было признано на днях всеми партийными фракциями бундестага, продемонстрировал «уникальную историю успеха», то восточногерманский закон привел «государство рабочих и крестьян» к диктатуре и спустя 40 лет к падению. Эти итоги были предрешены изначально?
-- Не думаю. Согласно конституции ГДР 1949 года республика строилась по принципу федерализма -- в первые годы еще существовали земли. Двухпалатный парламент включал народную палату и земельную палату. Однако зародыш диктатуры уже наличествовал: не было четкого разделения правящей власти и оппозиции. Все представленные в народной палате партии должны были входить в правительство. В 1952 году на конференции Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) было принято решение о начале строительства социализма, вся власть сосредоточилась в политбюро ЦК СЕПГ.
В итоге было ликвидировано пять восточногерманских земель с их местной законодательной властью, вместо них возникло 15 административных округов, обладавших лишь исполнительной властью, контролируемой партийным руководством. В 1968 году была принята вторая конституция ГДР, закрепившая руководящую роль СЕПГ. Этот принцип был исключен из конституции лишь в ноябре 1989 года, после падения Берлинской стены.
-- Прежде было принято считать, что принятие основного закона и образование ФРГ привели к расколу Германии. Каково ваше отношение к этой проблеме?
-- Фактически раскол страны произошел ранее. После окончания второй мировой войны распалась антигитлеровская коалиция. В западных зонах было введено германское самоуправление, а советская военная администрация пошла на подобный шаг существенно позже. Развитие на востоке Германии должно было происходить по социалистической модели, которую СССР стремился распространить на всю Восточную Европу.
Правда, в 1952 году появилась сенсационная нота Сталина, в которой он предлагал мирное объединение Германии. Но западные союзники не отнеслись к ней с особым вниманием. К тому же линия Аденауэра была нацелена на прочное вовлечение ФРГ в западные структуры. Возможность воссоединения играла для него, видимо, второстепенную роль.
-- В чем заключались советские предложения?
-- В ноте предлагалось провести во всей Германии свободные выборы. По времени эта инициатива совпала с войной в Корее. Сталину пришлось отвлечь на азиатское направление значительную военную силу, и ему было необходимо прикрыть западный военно-политический фланг. Историки спорят, была ли та нота реальным предложением возврата к германскому единству или очередным блефом советского руководителя. Ведь буквально на следующий год в июне в Берлине вспыхнуло рабочее восстание против сталинской диктатуры в ГДР, участники которого также требовали проведения свободных выборов. Если бы они стали реальностью, то их исход уже тогда означал бы конец сталинизма и диктатуры СЕПГ на немецкой земле.
-- Почему основной закон ФРГ оказался столь жизнеспособным?
-- Это уникальный документ даже среди западных демократий. Он начинается с перечисления основных прав человека. Первые слова в 1-й статье гласят: «Достоинство человека неприкосновенно». Все остальные конституции на свете начинаются, как правило, с государственно-организационных принципов. В этом смысле основной закон не имеет себе равных.
-- Это была реакция на нацистское прошлое?
-- Отцы западногерманской конституции вложили в документ весь переживавшийся ими в те годы ужас от происшедшей катастрофы. Вдумайтесь только в слова одной из статей основного закона: «Смертная казнь отменяется». Этим было сказано, что мы, немцы, больше не допустим, чтобы человеческая жизнь находилась в сфере влияния государственной власти. Стоявшие перед глазами Освенцим и разрушенные города стали результатом безграничной власти государства над людьми.
Этот документ пронизан принципом строгого разграничения полномочий властей. В общественной жизни ФРГ была закреплена приоритетная роль закона, очень высокая роль была отведена федеральному конституционному суду. В статье 79-й, посвященной гарантиям сохранения сути основного закона, говорится, что определенные основополагающие положения не могут быть изменены -- нельзя, например, подвергать изменению основные гражданские права. Это «заслонка» на случай, если какому-нибудь парламентскому большинству в бундестаге вздумается перелопатить суть основного закона и принять антидемократическую конституцию.
-- Получается, что основной закон ФРГ является гарантом самого себя?
-- Совершенно верно. За годы его существования было внесено почти 60 изменений. Это больше, чем, например, поправок в американской конституции за 200 лет. Однако вмешательство в основополагающий документ, подобное тому, которое произошло в ГДР в 1952 году, когда была нарушена конституционная система федерализма одновременно с резким усилением власти в центре и подчинением им себе послушных провинциальных властей, в ФРГ, как сказано в основном законе, является «недопустимым».
Важной особенностью основного закона стала его нацеленность на всех немцев вне зависимости от места проживания -- в ФРГ, ГДР или за границей. Любой немец считался и продолжает считаться гражданином Германии. Гражданам ГДР был разрешен беспрепятственный выезд на Запад с 65-летнего возраста. Многие -- в том числе и те, кому удавался побег в более молодом возрасте, -- шли в полицию и без долгих формальностей на основе восточногерманских документов выписывали себе паспорта граждан ФРГ. А из полиции, как правило, сразу же спешили в банк -- всем новым гражданам ФРГ полагалось 100 дойчемарок в качестве «приветственных денег».
Беседовал Юрий ШПАКОВ, Берлин