|
|
N°84, 15 мая 2002 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Чужим военным базам -- не бывать
Коллективную безопасность зарегистрируют в ООН
Сегодня исполняется ровно десять лет с того дня, как в Ташкенте был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ) СНГ. Вчера в Кремле прошел юбилейный саммит стран -- участниц ДКБ: Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. О юбилейной дате говорили много, но Ташкент старались не упоминать: три года назад Узбекистан, а затем и Грузия вышли из состава ДКБ. Ташкент и Тбилиси были разочарованы неэффективностью договора, его неспособностью защитить их национальные интересы и территориальную целостность.
Забавно было наблюдать, как вчера некоторые президенты отвечали на вопрос о том, почему они остались в системе ДКБ. К примеру, киргизский лидер г-н Акаев, оглянувшись на своих коллег, заметил, что его страна, пожалуй, единственная, кому союзники по договору оказали реальную помощь. Было это в 1999 и 2000 годах, когда «международные террористы проникли из Афганистана в Киргизию». Надо отдать должное проявленной г-ном Акаевым политкорректности по отношению к сидящему рядом президенту Таджикистана, поскольку именно с территории его страны проникали террористы. Известно ведь, что Киргизия не имеет общих границ с Афганистаном...
Однако не будем слишком язвительными по отношению к географическим казусам. С тех пор многое изменилось, Таджикистан и особенно Киргизия, предоставившая западным странам свои военные базы, нынче вместе. Обе страны стали активными участницами антитеррористической коалиции во главе с США. Вчера, правда, президент Таджикистана Эмомали Рахмонов весьма эмоционально отверг инсинуации «российской, особенно независимой, прессы» по поводу того, что участие в этой коалиции ставит под сомнение союзнические отношения с Россией. «В Таджикистане существует только одна военная база -- российская», -- твердо заявил г-н Рахмонов.
Что же касается Киргизии, то ее президенту еще раньше пришлось отвечать на упреки белорусского коллеги Александра Лукашенко относительно предоставления баз США и Франции «без консультаций с союзниками по ДКБ». «Я консультировался с Владимиром Владимировичем Путиным», -- ответил тогда Акаев. Теперь, после принятых вчера на юбилейном саммите решений, подобного рода консультации, причем со всеми союзниками по ДКБ, похоже, станут обязательными.
Дело в том, что президенты шестерки стран -- участниц договора приняли решения преобразовать систему ДКБ в международную региональную «Организацию Договора о коллективной безопасности». Согласно главе 8-й Устава ООН это даст возможность считать договор региональным соглашением.
А раз так, то в документы, формализующие новую организацию, неизбежно будут внесены положения, обязывающие ее участников твердо соблюдать условия членства, что предполагает и необходимость взаимных консультаций перед принятием решений. В особенности когда речь идет, как это было в случае с Бишкеком, о предоставлении территории для военных баз третьим странам. И хотя подобный «закон», скорее всего, обратной силы не имеет, все участники ДКБ должны будут решать, как им быть с «третьими», возникшими на пространстве данной организации.
Президенты стран ДКБ приняли вчера еще одно важное решение -- обеспечить военно-техническое сотрудничество между своими странами так, чтобы поставки продукции военного назначения осуществлялись по единым ценам. Имеется в виду, что эти цены должны быть ниже, чем те, по которым такие поставки делаются третьим странам. Если судить по комментариям президента Казахстана г-на Назарбаева, можно подумать, что это касается цен на всякие военные поставки. Однако это не так, и льготные цены касаются только той продукции, что необходима «в контексте создания многосторонних сил и средств в регионах коллективной безопасности». Другими словами, если Казахстан выделяет N-ское военное формирование в коллективные силы стран ДКБ, то для него поставки будут идти по льготным ценам. Но не для всей армии республики. Потому как дружба дружбой, а за порох кому-то надо платить. Россия (а именно ей, как всегда, придется нести практически всю тяжесть финансирования) вряд ли будет способна поднять эту ношу.
Аркадий ДУБНОВ